Почему Бог не придумал «фиксиков»?

  • Автор обзора: Мария Хорькова
  • Книга: Священная история от Адама до меня
  • Автор книги: диакон Илья Кокин

Один из самых сложных моментов в жизни православного родителя — когда ребенок начинает задавать свои многочисленные «почему» на темы основ бытия и Священной Истории. Зачем Бог создал мир, и откуда в нем появилось зло? Что ели первые люди в Раю? Почему мы стареем и умираем, а звери едят друг друга? В конце концов, почему Бог придумал траву, но не придумал «фиксиков»?

Такие вопросы могут застать врасплох (тем более, что они редко бывают заданы в «подходящий» момент). Как ответить на них понятно, но богословски точно? И, главное, как донести до сына или дочери, что Бог есть Любовь, и все люди — его чада?

Когда мы исполняем заповеди, Бог действует через нас, уверен автор книги «Священная История от Адама до меня» диакон Илья Кокин. Книгу он написал именно для того, чтобы помочь родителям объяснить это детям. Начать знакомство с Библейской историей предлагает с малого: вместе с малышом вписать его имя в название книги на специальной странице. Теперь это не просто «Священная история», а «Священная история от Адама до Саши, Маши, Оли…». Это делает книгу более «личной» и вносит в работу с ней игровой элемент. Заинтересовать ребенка помогают и глубокие и тонкие по цвету рисунки книжного графика Евгения Подколзина.

Диакон Илья Кокин активно проводит параллели между библейскими событиями и феноменами светской культуры. Уже в предисловии он сравнивает Творца с невидимым «Таинственным хозяином» из сказки «Аленький цветочек». А историю Ноя начинает через крылатую фразу «казнить нельзя помиловать», которую приписывают Петру I, а знают благодаря мультфильмам «В стране невыученных уроков» (1969) и «Двенадцать месяцев» (1956) (а для объяснения смысла Потопа используется ульрасовременное слово «перезагрузка»). Рассказ об убийстве Авеля коррелирует с детективным жанром… Это непривычно, и для родителя, читающего книгу ребенку,— своеобразный «вызовом» и напоминание: поговорить с ребенком и об отечественной истории, познакомиться с классикой мультипликации, вспомнить шедевры мировой литературы… Дети старшего возраста, читающие книгу, определенно не заскучают, а взрослые оценят изящество переплетения разных культурных пластов и слога. Приведем несколько примеров:

«Помните историю про запятую в предложении “казнить нельзя помиловать”? Если выбрать место для запятой неверно, то всё закончится казнью, а если верно — помилованием. Потоп можно расценивать как уничтожение человечества, но на самом деле это не так, потоп стал возрождением человечества, а Ной стал той самой маленькой запятой в предложении, с помощью которой всё закончилось хорошо».

«Как можно, надкусив плод, узнать добро и зло? Это похоже на гриб из сказки “Алиса в стране чудес”: откусишь с одного края — вырастешь, откусишь с другого — уменьшишься. Так, что ли»?

3.jpg

«Посмотрите, как действует Господь, попуская испытание Иову, — Бог позволяет диаволу разобрать его жизнь, как матрешку, слой за слоем — богатство, дети, здоровье, чтобы показать Иову его подлинное богатство — бессмертную душу. А вот прикасаться дьяволу к душе человека Бог не позволяет, это можем делать только мы сами, пустив зло в свое сердце, согласившись с ним».

Когда автор переходит к новозаветной истории, повествование становится еще более живым и личностным. Во, например, эпизод искушения Христа в пустыне: «Должно быть, ты проголодался? — лицемерно спросил змей.— Покушай! Тебе ведь ничего не стоит превратить в хлеб один из этих камней». «Слово Божие важнее хлеба», — ответил Господь. «О, а ты знаток Слова Божия?! — сменил тактику дьявол, мгновенно перенеся Спасителя на крышу храма. — Как там говорится в Писании? Ангелы возьмут тебя на руки, так что ты не ударишься?» Лукавый улыбнулся и показал вниз. «В Писании говорится: не испытывай Бога твоего», — был ответ. «Ладно, короче, — не выдержал дьявол, — давай так: я Тебе — все богатства и славу мира, а Ты просто мне поклонишься. Я никому не расскажу».

4.jpg

Важно, что параллельно в книге доступно излагаются основы духовной жизни, например, как увидеть Бога? Как полюбить Его? Как говорить с Ним? Доступно объясняется смысл Заповедей и их иерархия, необходимость молитвы и дел милосердия.

Не менее ценно, что диакон Илья Кокин дополняет книгу рассказом о Крещении Руси при равноапостольном князе Владимире и о подвиге новомучеников. Дав представление о Ветхом и Новом Заветах, жизни и подвигах христиан первых веков, Крещении Руси и гонениях прошлого века, автор читателей перед вопросом: что такое быть христианином сегодня? В чем наш ежедневный подвиг и каким станет наше будущее? «Священная история не кончается, — напоминает он. — Тебе предстоит написать главу, посвященную завтрашнему дню, а писать ее ты будешь своими словами и поступками, тем выбором, который будешь совершать каждый день. Точнее — каждый Божий день».

Мария Хорькова / «Православное книжное обозрениие», №68