Почему чудеса являются не всем и не всегда?
- Автор обзора: Протоиерей Андрей Ткачев
Разными путями приходит современный человек в храм. Кому-то шаг через церковный порог дается легко, а кому-то ‒ очень непросто и не сразу. Как хорошо, если найдется тот, кто сможет, как проводник, направить, объяснить непонятное, уберечь от явной опасности. Именно такого собеседника мы нашли в лице автора книги «Вхождение в Церковь» протоиерея Андрея Ткачева.
Почему же чудо является не всем, не всегда, почему только через определенную святыню и в определенное время? Мы не знаем, как не всегда можем понять Божественную логику.
Чудо — это всегда реакция на что-то. Уже потом люди пытаются осмыслить, на что и почему. Возьмем, допустим, явление иконы Божией Матери в граде Казани. Там чуда требовала общая ситуация. Любое житие скажет, что Господь, желая укрепить местное православное меньшинство и желая показать силу и истинность новой веры, открыл в Казани источник чудес через новоявленную икону. Причем сами казанские христиане, как оказалось, были мало подготовлены к принятию чудес. Божией Матери было некого найти среди духовенства, монашества, воевод, князей и бояр, кто бы мог стать достойным принять святыню. И Она в результате выбирает какого-то ребенка, отроковицу Матрону, которая и участвует в деле открытия Казанской иконы.
Вот так сложилась стандартная ситуация для возникновения «сильного», ошеломляющего чуда: чудо было нужно и нашелся человек, готовый его принять. И все, открылся источник чудес, начались исцеления, и не одно, не два, а множество. А множество — это уже другое дело. Потому что, когда один человек исцелился, можно было бы сказать: ну мало ли, бывает… может, он и не болел вовсе! А когда вдруг открывается источник множества исцелений, то это уже приводит к изменению всей жизни вокруг. Приводит к встряхиванию народной жизни на больших пространствах. Это Божественное вмешательство в жизнь целого региона, народа или города.
И конечно объясним поток паломников к таким иконам, потому что там — явление силы Божией. Это настоящая соборность, то, о чем мы говорим: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Мы все такие разные, пришли, собрались здесь, потому что нам всем дано знать: это действительно святыни и мы верим в них. Это очень сильно, человек весьма укрепляется в личной вере, когда видит такое огромное собрание людей, воодушевленных верой.
Тем не менее чудо может произойти и вдали от чудотворной иконы или монастыря, в личной жизни человека, никогда не приезжавшего к «той самой» Казанской иконе. Сколько таких случаев было! В одной станице в южном регионе пропал маленький мальчик. Горе огромное, родители везде ищут, узнают, что выкрали, чтобы выкуп большой получить… А там была церквушка во имя Казанской иконы Божией Матери — маленький вагончик, бывший овощной ларек, переоборудованный под храм. И люди, конечно, молились: поселок маленький, все знают о горе. И вот чудо — именно на Казанскую, в день памяти Казанской иконы, ребенка отдали. Понятно, что отец везде искал, наводил справки, выходил на нужных людей, потом ездил куда-то… Но произошло все именно на Казанскую. Совпадение? Прихожане того храма восприняли это как чудо. Получается, тут действовал тот же принцип: ситуация сложилась такая, что чудо было нужно, и люди молились, ждали — то есть были готовы это чудо принять.
А Курская Коренная икона, хранительница Зарубежья, — совсем небольшая по размеру иконочка. Но благоволил Бог через нее согревать и утешать миллионы наших соотечественников за рубежом. И она же на месте не стоит, ее постоянно возят в Австралию, в Германию, в Канаду, в США, она и в храмах, и в домах у людей пребывает. Она, наверное, горячая, как утюг, возле нее находиться боязно, потому что чувствуется, что отдается что-то через нее: благодать Божия дышит через нее. Вот, казалось бы, какая простая вещь — иконописное изображение Богородицы с Младенцем. Но возле нее лежит гигантский список, фиксирующий лишь малый процент чудес, который был по молитвам у этой иконы: глухие услышали, слепые прозрели, коросты очистились, горбатые выпрямились, неверующие уверовали…
Ну а кто-то все равно расценит это как простые совпадения. Бывает ведь такое: человек чувствует, что не может от своего скептического настроения избавиться: «Что за общественная истерия вокруг какого-то куска доски!» И ничего страшного в этом нет. Пусть человек честно к себе относится. Пусть он поносит с собой свой скепсис. История нам дает десятки примеров такого отношения.
Например, в воспоминаниях Гоголя читаем, как он ездил на Корфу к Спиридону Тримифунтскому. Там мощи святого раз в год выносят из храма и торжественно обносят вокруг всего города. И один англичанин громко выразил сомнение, дескать в спине надрез, ваш святой соломой набит. И вдруг, когда мощи святителя Спиридона проносили мимо, святой немножко повернулся и показал ему спину, дескать глянь — нет никакого надреза. Это было чудо, поразившее Гоголя, и было оно совершено для этого англичанина. Тот понял это и был в ужасе.
Да, такое может быть: один чуть-чуть верит и молчит, другой сильно верит и радуется, а третий сильно не верит и громко высказывает свой скепсис. Возможно, именно для него что-то будет явлено. Такое неверие — как понуждение Бога на действия, по сути.
Один из очень важных для современной жизни людей, иеромонах Серафим (Роуз), в своей короткой жизни пережил несколько полос дерзновенного недоверия к Богу. Он тоже прошел через это. Он ходил по берегу океана с бутылкой виски и кричал на Небо: «Ну, давай, если Ты есть, покажи Себя! Накажи меня, видишь, — я богохульствую!» Такие пароксизмы богохульства могут говорить просто о большой неутоленной жажде. И в ту самую секунду, конечно, Господь редко что-то делает. Но спустя некоторое время, когда человек уже успокоился, будто предлагает: вот теперь давай поговорим.
Мы часто слышим слова «чтимый святой», «чудотворная икона». А какая икона «чудотворнее» и какой святой «святее»? Существует ли «шкала святости»? В принципе любая икона чудотворна. Нет чудотворных и нечудотворных икон. Икона как таковая основывается на Боговоплощении. Священное изображение возможно, потому что Бог стал человеком, принципиально позволил Себя изобразить — стал видимым, описуемым, осязаемым. И раз любая икона восходит ко Христу, значит, любая икона потенциально чудотворна. На холсте, на бумаге, мозаичная, новонаписанная, старинная, новгородская, псковская, византийская — все они, в принципе, могут быть источниками чудес. Это интересно и очень важно.
Поэтому, опять-таки, ненасытное хождение по тем иконам, которые уже чудотворны, похвально, потому что уже открылся источник чудес, уже потекла вода сквозь эти открытые уста земли, а раз есть родник, иди и пей. Но нельзя пренебрегать и другими иконами на основании того, что они не чудотворны. Источник чудес может открыться через любой образ. Чудотворит-то не икона, а Стоящий за ней.