Подарок супругам

  • Автор обзора: Варвара Каширина

Святые покровители семьи: от любви земной к любви небеснойАвт.-сост.: Ж. Г. Белик, С. В. Добровольский, А. В. Духанина, Р. А. Соколов, О. А. Сухова.
М.: Лето, 2022. — 528 с., ил. 


Фундаментальное издание «Святые покровители семьи: от любви земной к любви Небесной» продолжает серию научно-популярных книг «Святые России», получившую в 2021 году Главный приз конкурса «Просвещение через книгу».

Выход новой книги приурочен к 15-летию праздника «День семьи, любви и верности», отмечающегося 8 июля, в день памяти святого князя Петра и его жены Февронии.
Открывает сборник статья протоиерея Константина Костромина и кандидата физико-математических наук, бакалавра богословия П. В. Ткачева «Православное понимание брака». В христианской традиции брак становится Церковным Таинством. В Таинстве Венчания закрепляется главная цель супружества — совместное спасение во Христе Иисусе, рождение и воспитание чад. Знаменитые евангельские пары — Мария и Иосиф, Захарий и Елисавета, Иоаким и Анна — воплотили идеал супружеской святости. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Мне хочется очистить (брак), возвести его на ту степень благородства, какая ему приличествует…».

В книге публикуется редкий образ «Доброчадие». На первый взгляд, икона похожа на Троицу, но на ней изображены три матери со своими младенцами. Таким образом икона прославляет святое материнство и чадородие.

В статье протоиерея Владимира (Хулапы) и кандидата философских наук И. В. Астэр «Школа любви» подробно разбирается история брака в ветхозаветной и новозаветной Церкви. Авторы статьи называют брак «школой любви», отсылая читателей к заповеди Спасителя, в браке супруги на опыте постигают науку любви, учатся любить и быть любимыми. «Попытаемся ответить на вопрос, что же представляет собой “любовь”, на которой основывается христианская семья? Обратимся к переводу слова “любовь” с греческого языка (на котором написан Новый Завет) на русский. Русскому слову “любовь” будут соответствовать не менее четырех понятий. Первое — это “эрос”, физиологическое притяжение, телесная тяга, возникающая между мужчиной и женщиной. Эрос представляет собой самый примитивный уровень взаимоотношений полов, ибо страсть — явление приходящее и очень быстро проходящее. Еще один термин — это “филия”, что в переводе означает “дружба”, включающая в себя определенный круг совпадающих интересов, постоянное общение. Тем не менее филия существует в рамках весьма ограниченных сфер человеческой жизнедеятельности. Слово “сторге” употребляется в качестве обозначения кровных связей и чувств, возникающих между членами одного рода — родителями и их детьми, сестрами и братьями. Далее следует самый важный греческий термин — “агапе”. Слово “агапе” обозначает не только высокое и всеобъемлющее чувство, но и саму сущность Бога, ибо “Бог есть любовь (агапе)” (1 Ин. 4:8). Господь создает человека как плод Своей наивысшей любви, а Его творение, человек, становится источником любви Божией всему мирозданию. “Будем любить друг друга, потому что любовь (агапе) от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога”, — призывает апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4:7). Это чувство — далеко не мгновенные и яркие эмоции, но подлинная основа существования индивида».

В семьях особо почитались святые иконы, которыми благословляли супругов в день бракосочетания и которые передавались из поколения в поколение как семейные реликвии. В книге впервые публикуется подобная икона-складень из частного собрания.

О таинственном и тесном пути внутреннего преображения — от благочестивого супружества к святости, или, как говорится в заглавии книги, «от любви земной к любви Небесной», повествуется на примере четырех супружеских пар — святых Петра и Февронии, благоверного князя Михаила Ярославича и его супруги княгини Анны Кашинской, благоверного князя Димитрия Донского и его супруги преподобной Евфросинии, святых Иулиании и Симеона Вяземских.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана Ермолаем-Еразмом, книжником из круга митрополита Макария, предположительно во второй половине 50-х годов XVI века, в эпоху Иоанна Грозного. Рукописный автограф хранится в Отделе рукописей РНБ (Соловецкое собрание. № 287/307).

В статьях доктора филологических наук О. В. Гладковой «Исторические лица или пример высокой аллегории?» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма» разбираются различные гипотезы об историчности муромских святых и проводится текстологический анализ жития. Автор приходит к выводу, что «вопрос о том, когда жили Петр и Феврония, кем они были и существовали ли в действительности, однозначного ответа не имеет. Вполне вероятным представляется также предположение о том, что образы святых Повести, кроме отсылок к условным историческим персонажам, могли включать в себя аллюзии на современных автору реальных лиц — родителей Грозного, великого князя Василия Ивановича и его жену Елену Васильевну Глинскую, а также на самого царя Ивана и его жену Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву. История почитания святых знает случаи, когда историческое существование тех или иных подвижников вызывало большие сомнения, тем не менее никто не исключал их имена из месяцесловов и не отказывался от их прославления. <…> Вполне вероятно, что Петр и Феврония явились собирательными образами, в которых соединились легенды и предания, возможно, сохранившие какие-то исторические факты, с представлениями об идеальной княжеской чете. В Повести Ермолая-Еразма духовный подвиг муромских супругов был соотнесен с христианским пониманием Таинства брака и получил символическое и богословско-аллегорическое истолкование».

Высокая поэтика произведения, его художественные образы, по мнению О. В. Гладковой, сделали «Повесть о Петре и Февронии» шедевром древнерусской литературы. «Ермолай-Еразм рисует модель идеального “царства” и идеального брака — писатель рассказывает о терпеливой и мудрой женщине, преодолевающей недоверие и душевное неразумие со стороны мужчины, о мужчине, поборовшем свою гордыню и грех блуда и пришедшем к мягкосердечию и смирению, о достижении взаимного понимания и уважения, о жизни по Божиим заповедям, об общественном служении и, в конечном итоге, о полном духовном единении, возносящем супругов к высотам истинной веры и Спасению на Небесах».

Подробный анализ иконографии святых Петра и Февронии Муромских представлен в статье О. А. Суховой, которая отмечает, что иконография святых складывается в правление Иоанна Грозного и тесно связана с текстом их жития.

Одним из самых ярких предметов, приведенных в обзоре, является уникальный двойной покров на мощи святых Петра и Февронии Муромских 1593 года, вложенный царем Федором Иоанновичем и царицей Ириной Федоровной (Муромский историко-художественный музей). Правая рука Петра приложена к груди, в левой руке он держит свернутый свиток. Руки Февронии крестообразно сложены на груди. Покров символизирует идею единства духовного подвига святых, которые как при жизни, так и по смерти оказались неразлучны.

Чудесным образом на страницах книги соединились два образа святых Петра и Февронии из Деисусного чина одного храма. Иконы были обнаружены специалистами Третьяковской галереи в заброшенном в селе Тучково, расположенного рядом с Муромом, но в 1969 году образ святого Петра передали в Саратовский музей, а образ святой Февронии остался в Третьяковской галерее. Иконы прошли разную реставрацию, поэтому сейчас сложно заметить, что они происходят из одного комплекса. Образ св. Февронии был отреставрирован специально для издания и публикуется в книге впервые.

Вторая часть книги посвящена благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу и его супруге княгине Анне Кашинской. Князь Михаил был казнен в Золотой Орде в 1318 году. Великого князя почитают за твердое хранение веры, стойкость и мужество. Княгиня Анна после смерти любимого супруга, двух сыновей и внука, казненных ордынцами, избрала путь монашеского служения, приняв в постриге имя София. Последние годы жизни она провела в подвиге молитвы в городе Кашине.

О житии благоверного Великого князя Михаила Ярославича и его супруги княгини Анны, о почитании и канонизации святых рассказывается в статьях доктора исторических наук Р. А. Соколова «Михаил Ярославич Тверской и Анна Дмитриевна: Жизненные испытания» и «Становление и развитие почитания святых Михаила Тверского и Анны Кашинской».
Великий князь Михаил был прославлен на Соборе 1549 года. История же прославления его супруги была непростой, несмотря на широкое народное почитании.

В период Смутного времени жители Кашина заметили, что их город долгое время был охраняем от разорения какой-то неведомой силой. Заступничество святой Анны было открыто в сонном видении пономарю Герасиму, который поведал об этом всем жителям города. К гробу княгини, который находился в церкви Успения Пресвятой Богородицы, началось паломничество, там же стали происходить многочисленные чудеса. Известия о молитвенной помощи и заступничестве Великой княгини дошли до царя Алексея Михайловича (1645-1672), который повелел Тверскому архиепископу Ионе провести освидетельствование мощей, после чего в город приехал сам государь. Успенский собор было решено перестроить в камне, а на это время мощи святой перенесли в другой — Воскресенский — храм (12 июня 1650 года). Тогда же состоялась и канонизация святой княгини, были составлены Служба и «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской», а чуть позже и ее Житие.

В издании опубликована одна из самых ранних икон святой Анны Кашинской, созданная в 1676 году — в короткий период официального почитания святой. Серебряная икона принадлежала боярину и оружничему Богдану Матвеевичу Хитрово и в настоящее время хранится в музеях Московского Кремля.

После собора 1678 года, который изучил материалы, собранные для канонизации Анны Кашинской, рака святой была запечатана архиерейской печатью и было решено службы ей «не творить». Произошла деканонизация святой, что было связано с тем, что обнаружили двуперстное сложение благословляющей руки княгини.

В 1908 году в Киеве на торжествах в честь 800-летия Михайловского Златоверхого монастыря первенствующий член Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) на основании ходатайства тверского архиерея предложил восстановить почитание святой. По решению Синода, торжественное восстановление канонизации святой княгини Анны состоялось в Кашине 12 июня 1909 года.

В издании впервые опубликована икона, выполненная в начале XX века сестрами Кашинского Сретенского женского монастыря в редкой технике — икона вырезана на пробковом дереве.
По замечанию Р. А. Соколова, «обстоятельства канонизации Анны оказались настолько драматичными, что образ княгини вряд ли мог восприниматься вместе, слитно с ее мужем. А ведь они оба явили пример христианской семьи, где каждый из супругов по отдельности и — одновременно — вместе добились воплощения идеала христианской семьи как «малой церкви». Понимание этого в настоящее время все более укрепляется, что подтверждает, в частности, установка в 2021 году парного памятника святым супругам в Твери перед зданием городского ЗАГСа».

Образы святых Михаила Тверского и Анны Кашинской в памятниках русской культуры обстоятельно рассматриваются в статье Н.А. Майоровой.

Третья часть книги посвящена семье благоверного князя Димитрия Донского и его супруги преподобной Евфросиния (в миру Евдокии), небесных покровителей Москвы. Супруги прожили в благословенном браке двадцать два года, в благочестивой семье родилось двенадцать детей.
В статьях доктора исторических наук Р. А. Соколова «Дмитрий Донской и Евдокия Дмитриевна: Земной путь» и «Историческая память и почитание святых Димитрия Донского и Евфросинии Московской» рассматривается житие и история прославление святых.

Дмитрий Донской вошел в историю как победитель Куликовской битвы. Его супруга Евдокия, провожая мужа на воинские подвиги, молилась за него и за всю родную землю, по ее повелению в Москве были выстроены несколько храмов и монастырей, перед смертью она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Святая почила в 1407 году и была похоронена в основанном ею Вознесенском монастыре.

13 июля 2015 года определением Святейшего Синода святым супругам — великому князю Дмитрию Ивановичу и великой княгине Евдокии — был установлен единый день памяти — 1 июня (19 мая).

Иконография благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии Московской рассмотрена в статье кандидата искусствоведения Ж. Г. Белик.

Обращает на себя внимание портрет князя Дмитрия Донского, который входит в состав Династической серии портретов Рюриковичей и Романовых, поступивших в Оружейную палату в 1840 году из Императорской Шпалерной мануфактуры.

Среди наиболее выдающихся вещей — вышитая пелена святой в рост, выполненная в 1907 году, когда отмечалось 500-летие преставления преподобной Евфросинии. Изображение публикуется в книге впервые.

Как отмечает Ж. Г. Белик, «собранный разнообразный иконографический материал позволяет проследить развитие почитания прославленных в разные столетия святых супругов благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии Московской. Памятники показывают развитие иконографии, начиная от миниатюр, иллюстрирующих летописные тексты, до возникновения новых иконных изводов, отвечающих духовным потребностям общества, созданных в память о значимых исторических событиях и по частным заказах».

Четвертая часть книги повествует о святых Иулиании и Симеоне Вяземских, которые почитаются как олицетворение супружеской верности и целомудрия. Епископ Мелетий (Павлюченков) в статье «Святые Иулиания и Симеон Вяземские: история жизни и почитания» раскрывает духовный подвиг святых супругов, которые предпочли умереть, но сохранить чистоту брака. Смоленский князь Юрий, прельстившись красотой княгини Иулиании, стал склонять ее к измене, но получил решительный и твердый отпор, за что убил обоих супругов. Это произошло в 1406 году. «Произошедшая в Торжке трагедия, помимо ужаса от свершившегося злодеяния, сразу же вызвала у современников восхищение любовью и верностью супругов, готовых хранить святость данных у алтаря обещаний даже ценой собственной жизни».

Уникальная подборка иллюстративного материала знакомит читателей книги с образами святых в различных памятниках изобразительного искусства, многие из которых публикуются впервые. Это широко известные и редкие иконописные образы святых, сохранившиеся в музейных, церковных и частных собраниях, изображения в монументальной живописи, книжной миниатюре и произведениях декоративно-прикладного искусства. Можно с уверенностью утверждать, что подобные иллюстрации впервые в такой полноте собраны в одном издании.
Также следует отметить хороший литературный стиль изложения, что, безусловно, привлечет к изданию внимание не только специалистов в области истории, искусствоведения и филологии, но и массового читателя.

Книга издана профессионально и с большой любовью. Дизайн-макет подготовлен С. В. Добровольским.

Книга «Святые покровители семьи: от любви земной к любви Небесной» — хороший подарок молодоженам, а также всем семейным людям. Это наставление супругам, как сохранить любовь и взаимопонимание в семье, как совместно идти путем благочестия и спасения во Христе.

Православное книжное обозрение