Погружение в древнюю Москву

  • Автор обзора: Екатерина Ратникова

Прогулки по Китай-Городу со Львом и Единорогом. Сергей Шокарев.
М.: Лингва-Ф, 2022. — 144 с.


Перед нами новая книга по москвоведению для семейного чтения, выпущенная издательством «Лингва-Ф». В ней рассказывается об одном из старейших и интереснейших районов Москвы — Китай-городе. Иллюстрации создал знаменитый Алексей Капнинский, или Капыч, в своем легко узнаваемом стиле «под русский лубок».

Каждая из исторических книг этого издательства — яркое событие, и эта не исключение. Читатель, даже искушенный, узнает много нового про улицы и знаменитые строения Китай-города, про быт и занятия жителей, в это же время увидит их на иллюстрациях, прочитает забавные сценки из жизни, — в общем, на некоторое время полностью погрузится в историю древней Москвы. Книга имеет стройную, логически понятную структуру, благодаря которой Китай-город раскрывается перед нами постепенно.

Начинается повествование с большого рисованного разворота — карты прогулки с обозначением строений, о которых пойдет речь, чтобы читатели могли самостоятельно пройти маршрут и увидеть все, что осталось от старинного района, своими глазами. Рассмотрев карту и перевернув страницу вперед, мы знакомимся со Львом и Единорогом и отправляемся вместе с ними в путешествие — с Красной площади в сторону Китайгородской стены.

При этом книга большая и довольно объемная по количеству текста и иллюстраций, на экскурсию с собой ее понесет далеко не каждый. Возникает вопрос: а будет ли интересно с ней детям? Но в том и дело, что целиком, как оно есть, это издание и не рассчитано на малышей: его нельзя просто вручить ребенку, чтобы он читал или рассматривал, и оставить без дальнейших действий. По сути перед нами — отличный методический материал для настоящей и самостоятельной семейной прогулки (или прогулок, как обозначено в заглавии). Все тут рассчитано на максимальную креативность и вовлеченность разновозрастных членов семьи. Детям помладше стоит прежде всего показать карту, прочитать легенду о Льве и Единороге и постепенно, по главам (а главы удобные, маленькие) знакомить с историей старой Москвы, а затем с каждым из важных строений. Потом можно приехать и погулять вместе, напоминая детям факты, о которых уже прочитали, или зачитывая какие-то из отрывков диалога Льва и Единорога, ведь они, как предполагается, сопровождают нас на протяжении всего путешествия. Или же можно время от времени читать про отдельные здания и тут же ехать показывать их; еще вариант — заранее прочитать книгу взрослому, чтобы подготовиться к прогулке, а на прогулке пересказывать малышу главное, чтобы увлечь его. А можно и вообще сперва погулять, а потом дома почитать подробно и заодно вспомнить все, что увидели по пути. Каждый выберет свой подход. Но главное, что увлекательных сюжетов для совместного досуга и познания в книге предостаточно! Почему район, отгороженный крепостной стеной, назывался именно Китай-город, ведь страна Китай далеко? А от какого слова произошло название «Зарядье»? Почему так страшны были для старой Москвы пожары? Почему Никольскую улицу прозвали «улицей Просвещения» и в то же время «Священной улицей»? Почему храм Иоанна Богослова называется «под Вязом»? Уверена, что далеко не все взрослые сразу ответят на каждый из этих вопросов. А книга ответит, и пригодится таким образом и маленьким, и взрослым.

А зачем здесь Лев и Единорог? Откуда они появились в центре Москвы? Дело в том, что они — мифические и геральдические животные, часто изображающиеся в паре в поэзии, живописи, архитектуре и геральдике разных стран, в том числе и в Древней Руси. В нашей стране, как и в других, эти звери покровительствовали власти, поддерживали и охраняли царей. А в районе Китай-города, о котором идет речь, сохранилось немало старинных изображений льва и единорога, вместе и порознь: например, Спасская башня украшена скульптурами львов, а львов и единорогов вместе можно увидеть на одной из башен Исторического музея, на фасаде Московского печатного двора и даже на Спасской башне Кремля, если хорошо приглядеться. Логично, что в районе, соседствующем с царским двором, спутников всюду сопровождают царственные животные.

Правда, кроме самой легенды, никаких сюжетов, связанных именно с ними, в книге не раскрывается; их практическая роль здесь, насколько я могу судить, заключается в подчеркивании углубленной исторической информации, отделении ее от основного текста; недаром слова зверей (максимально обезличенные и произносимые только «по делу», для того, чтобы обратить внимание на тот или иной факт) выделены полужирным шрифтом. Получилось такое вот атмосферное украшение прогулки, углубление в московскую старину, визуальное и смысловое.
Еще одно важное свойство книги — авторская деликатность. В некоторых главах описываются ситуации, для некоторых москвичей неоднозначные, а для иных и катастрофические, например, связанные с разрушением исторических мест или с их перестройкой. Автор, конечно, жалеет о наиболее значимых из утраченных памятников архитектуры, видно, что он неравнодушен к тому, о чем пишет. Но при этом не дает особой воли эмоциям, не акцентирует внимание детей на том, что они не видели сами и изменить не в силах. Просто: «В 1933-1934 годы храм уничтожили, несмотря на протесты искусствоведов и архитекторов. Сейчас здесь развернутая выставка, рассказывающая об этом великолепном памятнике архитектуры». Или: «После закрытия монастыря… некрополь был уничтожен, лишь некоторые выдающиеся скульптурные надгробия XVIII века удалось перенести в Донской монастырь». «Это было монументальное здание в византийском, торжественном стиле. К сожалению, этот памятник снесли в 1934 году. Теперь на этом месте торговый комплекс». Способность так говорить об утрате того, о чем ты знаешь как о впечатляюще прекрасном, не расстраивая маленького слушателя, не создавая ему негативные впечатления на прогулке — редкая и важная способность, повышающая ценность рассказа в разы.

Журнал «Православное книжное обозрение»