Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!
- Автор обзора: Телеканал "Союз"
Архиепископ Аверкий (Таушев). Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!
«Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!», − взывает Церковь от лица всех верующих в переживаемые нами дни, готовя нас вступить на поприще великого поста. И новый сборник по трудам архиепископа Аверкия (Таушева), известного богослова и проповедника, посвященный Великому посту, составителями так и назван «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче». Ранее в наших программах мы уже рассказывали о книгах, составленных по трудам Владыки: «Дороже всего – Святое Православие» и «Преддверие антихриста». В первой из них раскрывается красота Православия, его праздников, установлений и традиций, указана необходимость православной веры в деле личного спасения христианина. Во второй - владыка Аверкий, опираясь на святоотеческий опыт называет признаки приближения последних времён и Второго славного Пришествия Христова, говорит о важности постоянного ожидания Дня Господня, чтобы всегда быть готовыми к ответу перед Богом. О содержании книги «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче» - далее в нашей программе.
Новая книга по трудам архиепископа Аверкия «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче» представляет собой некий путеводитель по Великому посту и вводит читателя в полноту его покаянного строя, начиная с подготовительных недель. В своих поучениях, составленных для наставления паствы, Владыка показывает, сколько заботы и попечения о спасении душ имеет Мать наша Церковь. Она стремится всеми мерами подготовить нас к проведению Великого поста так, чтобы мы могли принести добрый плод покаяния: «Еще задолго, − пишет Владыка Аверкий, − исподволь и заблаговременно начинает Святая Церковь подготовлять нас к подвигу Великого Поста, дабы мы вступили в него с полным сознанием того, что от нас требуется, и тем благотворнее проводили его».
Великий пост имеет как бы свое преддверие, состоящее из четырех предшествующих ему воскресных дней, каждый со своим глубоко назидательным содержанием. «Вот первая из них – Неделя мытаря и фарисея... В своем богослужении в эту Неделю − пишет Владыка, − Церковь убеждает нас «отринуть высокохвальную гордыню и надмение фарисея» и «поревновать мытареву смирению», «смирить себя воздыханиями», «дух сокрушенный Богу приносяще» и, вопия в сердечном сокрушении о своих грехах, подобно мытарю: «Боже, милостив буди мне грешному!» Далее идет Неделя о блудном сыне, показывающая нам великое милосердие и всепрощение Божие к кающемуся грешнику. «Как утешительна для нас притча о блудном сыне, − пишет Владыка Аверкий, − выражающая собою назидание второй «приготовительной недели» к Великому посту! Бог – наш любящий Отец, и сколь бы ни были велики наши грехи, мы никогда не должны отчаиваться в своем спасении: лишь бы не утратили мы способности к покаянию».
Через все Священное Писание красной нитью проходит мысль о воздаянии в будущей жизни, ожидающем как праведников, так и грешников. «Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его», − говорит Господь. Святая Церковь, внушая нам постоянно помышлять об этом «Страшном Дне судном» и «трепетать» его, поет в эти дни как бы от лица кающегося грешника: «Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Или коим дерзновением воззрю на Судию блудный аз?» Еще в Ветхом Завете учил премудрый Сирах: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (7, 39). Эти его слова часто встречаем мы и в писаниях святых отцов, считавших память о смерти, Суде и воздаянии необходимым основанием подлинной духовной жизни христианина.
Молясь, постясь и каясь в своих грехах Великим постом, мы просим Бога о прощении наших грехов. Это прощение подается нам при условии, что и мы простим грехи наших ближних против нас. «Аще отпущаете человеком согрешения их, – слышим мы слова Самого Господа в евангельском чтении, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпускаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших». «Вот потому-то издревле и установлено Святой Церковью при самом вступлении в Великий пост, испрашивать друг у друга прощения, − пишет Владыка Аверкий, − чтобы чистым, облегченным сердцем и умиротворенною душою проходить поприще покаяния».
Далее, обозревая каждую Неделю Великого поста, архиепископ Аверкий показывает читателю, какие уроки он можем извлечь для своей душевной пользы в каждой из них. Вот, первая Неделя – Торжества Православия, в которую Церковь празднует победу истинного христианского учения над всеми его искажениями – ересями и лжеучениями. Здесь автор делает акцент на том, что Торжество Православия отображается в душе каждого верующего, если он имеет правую веру и, главное, живет согласно с этой верой. «Истинно-православным является не тот, кто по-православному мыслит только, – читаем мы у Владыки Аверкия, – но тот, кто по-православному чувствует и православно живет, – кто истинно-православное учение Христово стремится воплотить в своей жизни...».
Празднуя во вторую Неделю память святителя Григория Паламы, «проповедника благодати», Святая Церковь внушает нам, что главное в Православии – это борьба с греховными страстями путем подвига молитвы и поста. Такой подвиг, в конечном итоге приводит к озарению нашего внутреннего человека благодатным «Фаворским» светом – светом Божественной благодати, что и составляет цель христианской жизни. Вынося в третью Неделю Великого поста, в преполовение постного подвига, Крест Господень для поклонения, Святая Церковь напоминает нам, что мы, христиане, должны быть крестоносцами, подражая нашему Подвигоположнику Господу Иисусу Христу, несшему Крест. «Крест – пишет Владыка Аверкий, – это наше воинское знамя в борьбе с бесплотным врагом нашего спасения – диаволом, и что в этом несении Креста сокрыта для нас ни с чем земным несравнимая светлая радость Воскресения».
Четвертая Неделя поста посвящена одному из величайших подвижников и наставников христианской жизни - преподобному Иоанну, игумену Синайской горы, прозванному Лествичником за его знаменитое письменное руководство «Лествицу духовную, возводящую на небо». В ней преподобный Иоанн рисует перед нами наглядную схему всего пути духовной брани: искоренения греховных страстей и насаждения противоположных им добродетелей. И, наконец, в последнюю пятую Неделю Великого поста Святая Церковь дает утешение и ободрение всем кающимся грешникам в дивном образе преподобной Марии Египетской, которая из величайшей грешницы, силою искреннего глубокого покаяния, стала ангелоподобной праведницей. «Этим примером, − пишет Владыка Аверкий, − Церковь внушает нам никогда не падать духом, сколь бы ни были велики наши грехи, а брать пример с преподобной Марии в ее полном и безповоротном отвращении от греха, обращении к Богу и покаянных подвигах».
Из собранных здесь поучений можно почерпнуть ещё одну очень важную мысль, что Великий пост есть для нас как бы школа истинно христианской жизни. Но, как и во всякой школе, пользу извлекает лишь тот, кто добросовестно учится, внимательно слушая учителей и старательно, со всем усердием выполняя все задания. «Так и Великий пост может принести настоящую пользу только тому, кто добросовестно постится, внимает всем глубоко-назидательным наставлениям Церкви и ревностно стремится исполнять все то, что от него требуется», − пишет Владыка Аверкий. «Великий пост, − по утверждению автора книги, − это есть как бы символ всего течения истинно-христианской жизни, а вместе с тем и ежегодное упражнение в подвиге… и напоминание, как должен жить истинный христианин и какова конечная цель его подвижнической жизни».
Как отмечают издатели, вникая в наставления и рассуждения данного сборника, можно извлечь для себя большую духовную пользу, ведь именно с этой целью составлялись Владыкой Аверкием эти поучения. Основанные на многовековом опыте церковном, они глубоко назидательны, а сказанные прекрасным литературным языком и окрашенные яркими примерами, будут понятны всякому читателю. И как Великий пост приводит нас к светлому и радостному празднованию Воскресения Христова, так и личная подвижническая жизнь каждого из нас приведёт к вечной радости и вечному блаженству в невечернем дне Царствия Христова. О чем вновь и вновь напоминает нам архиепископ Аверкий (Таушев).
СОЮЗ