Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа
- Автор обзора: Телеканал "Союз"
Протоиерей Павел Матвеевский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа
«Три с половиною года служения Господа нашего Иисуса Христа спасению человеческого рода приближались к концу. Непрестанною проповедью Евангелия и бесчисленными явлениями всемогущей силы в чудотворениях Спаситель утвердил веру в своих учениках и последователях. Но еще не был исполнен Предвечный совет Пресвятой Троицы об искуплении человеческого рода от греха, осуждения и вечной смерти кровью великой Жертвы: Агнцу непорочному и пречистому Христу, предуведеному прежде сложения мира, надлежало пролить честную Кровь свою для очищения грехов всего мира, чтобы привести нас к Богу, разрушить дела диавола, отверсть нам двери Царства Небесного и сделать наследниками жизни вечной. Наступала Пасха…». Такими словами открывается книга, в которой читателям предлагается толкование тех страниц Святого Евангелия, где говорится о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвоница и находится сегодня на нашей книжной полке. ***
Основой для книги «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» послужил труд Павла Алексеевича Матвеевского — духовного писателя, протоиерея, магистра Санкт-Петербургской духовной академии — «Евангельская история». На страницах этого труда подробно изложена вся земная жизнь нашего Спасителя в хронологической последовательности. Толкования взяты в основном из творений святых Отцов и учителей Православной Церкви, о которых отец Павел говорит, что это самые верные и на¬дежные толкователи Евангельской истории. Композиция «Евангельской истории» построена на основе трудов святителя Феофана Затворника. Первое издание вышло в 1890 году.
Итак, давайте рассмотрим повествование этой книги. В первой ее главе автор говорит о событии, которое Святая Церковь вспоминала в прошедшее воскресение – это торжественный вход Господа в Иерусалим. Называя этот период времени первым днем последней седмицы, отец Павел пишет: «Господь наш Иисус Христос предначал последние дни Своей земной жизни таким действием, в котором явился перед всеми как предвозвещенный пророками и ожидаемый Израилем Спаситель. Пока еще не настало время Его (Ин. 7, 6), пока не пришел час крестного прославления Его (17, 1), Он тщательно избегал всех случаев, где народный восторг желал бы видеть исполнение заветной мечты о восстановлении древней славы царства израильского (Ин. 6, 15). С тою же целью, во избежание перетолкований и затемнения истины примесью суетных ожиданий, Он нередко запрещал Своим ученикам и последователям разглашать всенародно, что Он есть ожидаемый Христос Спаситель (Мф. 12, 16; 16, 20; 17, 9; Мк. 5, 43; Лк. 5, 14). Теперь, ввиду страданий, мечтательность народная не могла дойти до какой-либо прискорбной крайности, а крест «решительно полагал конец в последователях Его всем подобного рода замыслам».
Далее автор приводит слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит: «Часто и прежде сего Иисус Христос ходил в Иерусалим, но никогда не ходил с такою славою, потому что тогда было еще начало строительства Его, – время страданий еще не было близко; посему он жил, не отличаясь ничем от прочих, и по большей части скрывал себя». По мысли святого отца, славное явление Его в самом начале «было бы не нужно и бесполезно: оно лишь возбудило бы в иудеях большой гнев». Во время спасительного служения Иисуса Христа одни веровали, слыша учение или видя чудные дела Его, а другие желали еще прямого объявления с Его стороны о том, что он Мессия-Христос (Ин. 10, 24). И вот первый день седмицы, окончившейся смертью Богочеловека, был тем великим, знаменательным днем, которым решалась судьба не только многих современников Господа, но и всего народа иудейского.
Для окончательного научения неведущих, вразумления упорствующих, устранения сомнений людей, колеблющихся в вере, наконец, для укрепления веры истинных последователей, Иисус Христос в последний раз предстал пред избранным народом Своим, во всем неземном величии Царя кроткаго, праведнаго и спасающаго (Зах. 9, 9). Здесь же Он произносит речь о Своем прославлении в страданиях. Эти слова, сказанные в такой торжественный час, с величием, подобающим Сыну Божию, должны были глубоко напечатлеться в умах и сердцах апостолов, не вмещавших еще мысли о страданиях и смерти Господа. Теперь они слышат, что крест для Учителя есть путь к прославлению, – что смерть Его необходима для распространения Евангелия во всем мире, подобно тому как зерно, истлев в земле, дает растению жизнь, – что, наконец, и для последователей Его нет другого пути к вышней почести, как путь самоотвержения, лишений и страданий.
На другой день после знаменательного входа в Иерусалим Господь Иисус Христос утром опять пошел в город в сопровождении двенадцати учеников тою же, как и вчера, дорогою, но без всякой торжественности. Мысль Богочеловека, естественно, обращалась ко вчерашнему событию, в котором, вместе с скоропреходящим восторгом народа, обнаружилось с поразительною ясностью крайнее ослепление представителей иудейской синагоги, руководителей и наставников народа. Эти лицемеры, прикрывавшие недостаток истинного благочестия внешнею набожностью и добрыми делами напоказ, были злейшими врагами Иисуса Христа и нередко подвергались сильным обличениям воплощенной истины. Для наглядного изображения духовного неплодия их, а за ними и всего иудейского народа, Господь в Своих беседах воспользовался выразительным образом бесплодной смоковницы».
И именно к этому придорожному дереву Господь направил Свой путь, впрочем, по замечанию святителя Иоанна Златоуста, «не для того, чтобы утолить голод, но для учеников, с тем, чтобы преподать им важный нравственный урок». Об этом событии, которое вошло в историю как проклятие смоковницы, говорится в Евангелии. Тут же говорится и об изгнании торжников из храма, и толкование этих двух событий, читатели найдут в соответствующей главе книги. А в следующей говорится о третьем дне – Великом вторнике, когда ученикам дается наставления о силе веры и молитвы. Здесь же наблюдается и крайнее замешательство врагов Иисуса. Ослепленные неверием члены верховного иудейского судилища – синедриона, которому принадлежало право решать вопросы веры, незадолго перед сим положили убить Спасителя и дали приказание, чтобы всякий, знающий, где он находится, объявил о местопребывании Его.
Но вот, осужденный ими опять всенародно является в качестве Мессии, принимает чествование народа и усвояет Себе господственную власть в доме Божием. Употребить против Него силу, задержать и предать суду представлялось преждевременным и далее небезопасным из-за толпы народа, теснившегося вокруг Божественного Учителя. И потому они задают Спасителю провокационный вопрос. А Господь рассказывает им «Притчи о двух сынах, посланных отцом в виноградник, о злых виноградарях и о брачном пире сына царева». В этих выразительных притчах Иисус Христос показал иудеям нераскаянность и ожесточение их, указал на горестную судьбу, ожидающую их, и заставил их самих произнести над собою приговор. И тем самым еще больше ожесточил их. Первосвященники, книжники и фарисеи поняли, что эти притчи были сказаны Спасителем против них. Стыд всенародного посрамления еще более увеличил ненависть их к Господу Иисусу Христу, так что они хотели было схватить Его, но побоялись народа, который почитал Его за Пророка. О их дальнейших действиях рассказывает Евангелие, а также автор этой книги.
СОЮЗ