Последовавший Христу верою

  • Автор обзора: Полина Митрофанова

Августин (Беляев), священномученик Последовавший Христу верою. Житие и мученический подвиг за веру архиепископа Августина (Беляева) / Автор жития архим. Дамаскин (Орловский).
Максимов М.В. — М„ 2020. — 442 с.: ил.


Святитель Тихон, Патриарх Московский призывая молитвенно обращаться к святым Православной Церкви, говорил: «Как по звездам небесным в мраке ночном путники направляют свой путь, так и мы … должны направлять путь свой, взирая на этих небесных человеков, с вторых небес мерцающих и указующих нам, какого пути нам держаться». Одним из новомучеников и исповедников Русской Церкви был священномученик Августин (Беляев), расстрелянный 23 ноября 1937 года. В годы испытаний он явил собой пример истинного православного архипастыря и жизнь свою отдал за веру, за ее сохранение. Священномученику Августину посвящена книга, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Она называется – «Последовавший Христу верою. Житие и мученический подвиг за веру архиепископа Августина (Беляева)».


1. В книге «Последовавший Христу верою» публикуется житие священномученика Августина (Беляева), автор которого архимандрит Дамаскин (Орловский) и литературно-богословское наследие Владыки, включающее кандидатскую работу, написанную в Казанской духовной академии, а также ряд статей, напечатанных в различных дореволюционных церковных изданиях. В предисловии книги протоиерей Максим Максимов отмечает, что если «мы привыкаем к часто повторяемым словам молитв, то уже не пропускаем их не только через ум, но и через сердце. Не удивительно поэтому, что тогда общественная и частная молитва делается для нас тягостной и бесплодной.

2. Взять, к примеру, заупокойные молитвословия. Не все обращают внимание на то, что часть из них - наша молитва к Богу за усопшего, другая часть - молитвы усопшего к Богу, влагаемые от его лица в наши уста, третья часть - молитвословия, в которых Господь Иисус Христос обращается к Своей Церкви, к каждому из нас. Сколько в этих словах отображено евангельской правды, сколько Божественного призвания, обетования и милосердия! В этих словах, по словам священника, - нет никакого оправдания мертвой вере, которую исповедует сегодня огромное число формальных христиан и просто теистов. «У меня Бог в душе!» — уверяют они. Не слышат они слов Спасителя: Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк.9:24).

3. Как говорит отец Максим, Христос обращается к апостолам, а через них ко всем нам. Вверить себя Богу, вверить себя Сыну Божию, в Котором благоволение Отца и Которого мы должны слушать (Мф. 17:5), — это путь живой, немечтательной веры. Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5: 1-5). Так говорит апостол Павел. Слушая эти и иные слова Священного Писания, в которых прямо говорится, что истинная вера только та, которая прошла через испытание, - не делаем ли мы только вид, что согласны с ними, в душе же отталкиваем от себя эти слова, не приемлем их, не вмещаем их?

4. Исчезла ли на земле вера? Нет! Со времен Иисуса Христа она засвидетельствована подвигом апостолов, пророков, святителей, мучеников. Жизнь каждого новомученика - практический ответ на вопрос: «Что значит верить во Христа?» Из великого сонма новомучеников ярко выделяется имя архиепископа Августина (Беляева). Еще в детстве ему, тогда еще Александру Беляеву, было предсказано, что он станет архиереем. В 1913 году он женился и у него родились две дочери. В 1920 году жена Александра умерла, а он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна. В том же году Александр был рукоположен во священника. Вскоре он с детьми переехал на родину в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов.

5. Его самоотверженное пастырское служение вскоре сделало его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии. Когда начался обновленческий раскол, собрание представителей православных общин, единодушно постановили направить Патриарху Тихону прошение с просьбой «благословить... общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». В результате, отец Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского.

6. Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архипастырских обязанностей. Он часто служил и за каждой Литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово. Душа молящегося за богослужением вместе с епископом Августином наполнялась чувством благоговения к совершаемому таинству, сознанием серьезности и значительности общей церковной молитвы. Это чувствовали даже люди, не имевшие глубокого церковного воспитания и опыта, — во время его богослужений храм всегда был полон молящихся. Православные в Иванове полюбили архипастыря. Перед богослужением и после него его встречали и провожали толпы верующих. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества в православие.

7. Любовь, смирение, терпение и милосердие к ближнему — всеми этими качествами обладал владыка Августин. Имея высокий сан, он смирялся перед каждым, даже перед нищим. Он был монах от первых дней пострига и благодушно нес крест постоянных скитаний по тюрьмам и ссылкам. На соболезнование близких о его скорбной участи он всегда спокойно и благодушно отвечал: «Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом». Жизненные перипетии поставили его перед необходимостью сделать выбор: служить Христу и Его Церкви или предпочесть кровные узы, связывающие с детьми; бояться более Бога или человеков...

8. Его подвиг, по словам отца Максима, - яркая иллюстрация того, что вера есть и богословская образованность, и верность обетам, и несокрушимая ничем верность Христу (ведь все эти три аспекта веры друг другу не противоречат, а друг без друга не существуют).  И ничто, по слову апостола, не может отлучить нас от любви Божией Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 39). Вот почему эту книгу издатели назвали «Последовавший Христу верою».

***

В этой книге, как уже говорилось, представлено житие священномученика Августина и его литературно-богословские труды. Община московского храма Преображения Господня на Преображенской площади, где во времена своей земной жизни совершал свое служение владыка Августин, движимая любовью к святителю-мученику, отыскала в дореволюционных церковных изданиях его богословские и апологетические статьи. Они были написаны им, еще богословом-мирянином, в молодости и посвящены теме религиозного воспитания детей. Издатели выражают надежду, что чтение этой книги принесет духовную пользу, и разбудит нас, спящих и расслабленных.

Телеканал "Союз"/У книжной полки