Послужить своему народу

  • Автор обзора: Татьяна Медведева

Владимир МалягинГлас вопиющего. Священный смысл несвященной истории.
М.: «Книжный мир», 2023. – 288 с.


Владимира Малягина знают, прежде всего, как успешного драматурга, автора пьес «Утренняя жертва», «Царство мира», «В тишине», «Аввакум», «Есенин. Последние встречи».

Постановки по его произведениям выходили как в столичных, так и в провинциальных театрах. Многие годы Владимир Малягин ведет мастерскую в Литературном институте, а также работает главным редактором издательства «Даниловский благовестник». Он автор книг: «Святитель-хирург», «Повести об Алеше», «Драма и ее автор». В 2021 году Владимир Малягин был удостоен Патриаршей литературной премии.

Книга «Глас вопиющего» раскрывает еще одну грань писателя – позволяет узнать его как публициста. В это издание автор включил эссе разных лет. Тексты объединяют размышления Владимира Малягина об историческом пути России: он фокусирует внимание на трагическом опыте ХХ века, отмеченного великими потрясениями (революциями, мировыми войнами), а также пишет о вызовах ХХI столетия, когда российского государство пытается обрести суверенитет, найти свою цивилизационную модель развития. Автор высказывает суждения о наших победах и поражениях, о патриотизме и чужебесии, о традиционных ценностях и либеральной идеологии, затрагивает проблемы современной культуры и системы образования. Названия для своих эссе писатель выбирает самые хлесткие, выражающие главную мысль: «Ворюги нам милей?..», «Врагам России – с благодарностью», «Народное единство – лозунг, мечта или пугало?», «Русофобия – forever». Большинство текстов написаны очень экспрессивно, «задиристо», с горячим сердцем – как того и требует жанр публицистики.

К числу творческих удач автора можно отнести эссе «Куда уходят лишние люди?» В нем писатель затрагивает культурологическую проблему: до сих пор наши школьники, когда пишут сочинения о русской классике, используют штампы Белинского и Чернышевского при оценке Онегина и Печорина как типичных представителей России XIХ века. При таком подходе получается, что неоднозначные литературные герои олицетворяют главное, что было в русском обществе той эпохи. «Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще России» – приводит Владимир Малягин цитату из Википедии. Традиционно в галерею лишних людей школьники включают Чацкого, Манилова, Рудина, Обломова – подчеркивая, что писатели золотого века русской словесности фокусировали внимание на худших представителях дворянства и при этом не могли создать положительные образы настоящих героев.

Владимир Малягин считает, что на уроках литературы современным школьникам нужно рассказывать о таких выдающихся фигурах как святитель Иннокентий, просветитель Аляски и Сибири: «Представьте себе эти безграничные снеговые и ледяные просторы, которые тянутся на тысячи и десятки тысяч верст; представьте эти дикие народы, которые не только ничего не знают о Христианстве, но и не слышали ничего о современной человеческой цивилизации… Этим-то людям ты должен донести евангельскую весть о Христе, чтобы и им дать надежду на вечное спасение».

Напоминая о святителе Иннокентии, Владимир Малягин подчеркивает, что во все времена в России было немало выдающихся людей, в том числе христианских подвижников. И русскую литературную классику нужно вписывать в широкий исторический контекст, правильно расставляя акценты. «И дети поймут, что самое большое счастье для человека – послужить своему народу и своему Отечеству», – добавляет публицист.

Из 30 эссе, вошедших в книгу, многие имеют «информационный повод», являются откликом на какое-то знаковое событие или памятную дату, например, 350-летие Петра Великого или 30-летие путча 1993 года. Писатель видит некие сквозные сюжеты русской истории, отмечает постоянство тех вызовов, на которые приходится отвечать нашему народу, воздает должное русским правителям, при которых государство расцветало, крепло и расширялось, призывает извлекать горькие уроки из наших неудач, приводившим к великим потрясениям.

Завершают книгу тексты, написанные после 24 февраля 2022 года, когда началась специальная военная операция. Владимир Малягин анализирует ситуацию противостояния России с коллективным Западом и пишет: «А нам нужна только Победа. Уж слишком мы богаты. И физически, и духовно. А потому велика всемирная зависть, которая нас окружает».
Сборник эссе Владимира Малягина выпущен издательством «Книжный мир», где сегодня выходят труды многих известных русских мыслителей и общественных деятелей почвеннического направления, среди которых ученый-экономист Валентин Катасонов, историки Андрей Фурсов и Наталья Нарочницкая, философ Андрей Аверьянов, писатели Александр Проханов и Юрий Поляков. Эти знаковые фигуры известны своими социально-политическими и историософским работами, яркими публицистическими статьями. И вполне закономерно, что в это сообщество входит со своей книгой и Владимир Малягин, многие идеи которого перекликаются с идеями участников «Изборского клуба» – постоянных авторов издательства «Книжный мир».

Символично, что предисловие к «Гласу вопиющего» написал Юрий Поляков, который отметил, что для Владимира Малягина характерно – опережающее мышление: многие болевые точки он видит раньше других, и раньше других говорит об этом. А еще он не замыкается на темах частной жизни и чистого искусства. «Как всякий большой мастер, Владимир Малягин неравнодушен к судьбе России и русского народа, что всегда есть верный признак подлинного таланта», – резюмирует Юрий Поляков. К этому хочется добавить, что на все проблемы политики, социальной сферы и культуры Владимир Малягин смотрит взглядом православное христианина.

Издательский совет