Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Повесть о преподобном Серафиме Саровском

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Повесть о преподобном Серафиме Саровском
  • Автор книги: Карпицкая Валентина

М.: Сибирская Благозвонница, 2023. — 286 с.


В одной из проповедей святитель Иоанн Шанхайский отмечал: ««Среди лета запоют Пасху» — сказано было некогда в Сарове. Прошло 70 лет после смерти того, кем эти слова были произнесены, и 19 июля 1903 года вся Русь огласилась хвалебными песнями, прославляющими Бога и Его угодника. Действительно, вся Русь ликовала тогда, как в день Святой Пасхи. Наступили потом страшные дни для России, но не умерла и не ослабла память о преподобном Серафиме. Также притекают к нему русские люди, прославляют его и на Родине, и во всех концах мира». Прославляют и рассказывают о нем не только другим взрослым людям, но и своим детям. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая предназначена для чтения в кругу семьи. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Повесть о преподобном Серафиме Саровском».


1. Эта повесть — о великом угоднике Божием, о любимом батюшке всея Руси, о Саровском чудотворце. Составленная из небольших новелл-притч о разных периодах жизни преподобного Серафима, она создает яркий целостный образ. Так как книга предназначена для семейного чтения, а значит читать ее будут дети, поэтому главные эпизоды жизни великого подвижника Русской Церкви изложены в доступной для детского восприятия форме. Из жития, написанного современной писательницей Валентиной Леонидовной Карпицкой, читатели узнают о детских и юношеских годах старца, проведенных в миру.

2. Прочтут о том, как молодой подвижник стал монахом, какие трудности пришлось ему испытать после  принятия пострига и как Пресвятая Богородица не раз спасала будущего Светильника земли Русской от неминуемой смерти. А вот то, что мальчик Прохор, когда вырастет святым, Господь не однажды открывал его матери. Первым таким знаком было падение Прохора с колокольни. Тогда мальчику было семь лет, и мать с благоговейным страхом размышляла о его чудесном спасении. Затем в 10-летнем возрасте Прохор тяжело заболел. В книге мы об этом читаем: «День ото дня ему становилось всё хуже и хуже. Он ослаб так, что уже совсем не поднимался с постели. Бедная мать не отходила от него, неотступно призывая Бога и моля Его о помощи.

3. В одну из ночей Проша впал в забытьё, метался в горячке, дышал часто и прерывисто. Казалось, он умирает. Вне себя от горя, Агафья велела старшей дочери Прасковье бежать за священником, как вдруг Прохор привстал и осенил себя крестным знамением и сказал: «Матушка... Сестрица... Пресвятая Богородица обещала посетить нас и исцелить меня от болезни». Так потом и было. Автор об этом пишет: «Наступающий день был особенным: церковное празднество обретения иконы Божией Матери «Знамение». Все в городе, даже ребята малые, знали её историю. Некий охотник из соседнего городка Рыльска нашёл чудотворный образ Богородицы в лесу на берегу реки Тускарь. И только поднял его - из земли забил родник. Здесь построили монастырь, а в нём берегли икону.

4. Не единожды Царица Небесная заслоняла город и его жителей от злых татар и литовцев. В ярости рубили враги образ Заступницы Небесной и бросали в огонь. И всё-таки он уцелел!» И вот в день празднования из Знаменского монастыря икону торжественно несли в Коренную пустынь, где она была чудесно обретена при корнях дерева. Через эту Свою чудотворную икону Сама Пресвятая Богородица и исцелила Прохора. А как это было, читатели узнают сами из этой повести. Конечно же, с ее первых строк мы видим, что с детских лет любил Прохор Бога и всё свободное время посвящал Ему. Вот мы читаем: «Всякий день он поднимался до солнца. Ещё луна и звёзды тихо светили на небе, когда мальчик становился на колени пред иконами и прилежно читал утреннее правило. Легко и радостно становилось ему от общения с Богом.

5. Радовалась Агафья такому благому усердию сына. Умилялась, видя, что тяга к слову Божию заменяет отроку игры и забавы. Помолясь, Проша торопился на заутреню в Ильинскую церковь, где с замиранием внимал словам Писаний и церковному пению. А после мчался помогать старшему брату Алексею (у того была торговая лавка с разными орудиями для пахоты, сеяния и уборки урожая). А однажды, когда Агафья шла в храм вместе с Алёшей и Прохором, встретился им человек Божий, Христа ради юродивый. Указал он перстом на Прошу и сказал, глядя на него с улыбкой: «Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище. Будет крепким предстателем пред Святою Троицею и горячим молитвенником за весь мир». И, как пишет автор, сжалось материнское сердце, предчувствуя разлуку с сыном.

6. Когда Прохору исполнилось пятнадцать, уже созрело у него желание уйти в иноки, всецело служить Богу. И благословился он у матушки на паломничество в Киево-Печерскую обитель, чтобы там «поклониться святым угодникам Божиим и попросить через них у Господа благодатной помощи в деле спасения». С четырьмя товарищами, претерпевая трудности, дошел он до Киева. А там Прохор и его спутники поклонились мощам «преподобных Антония и Феодосия - земных Ангелов и Небесных человеков. В благоговейном молчании спускался Прохор в недра пещерные. Каждый шаг его отзывался под низкими сводами. Тускло горели лампады и свечи, озаряя тёмные коридоры. Здесь, закончив земные труды, почивали многие святые угодники. Нетленны были тела преподобных. Прохор припадал к каменным их ложам, прося святых о помощи в спасении.

7. От монахов, служителей пещер, Прохор узнал, что близ Лавры, в Китаевской пустыни, спасается блаженный старец Досифей. Поведали о нём, что ради Христа отрёкся он от всего мирского: пища его - трава, одежда - власяница, ложе - земля. Даже огнём не пользуется! И горячо возжелал Прохор своими глазами узреть великого старца и благословиться у него. Отшельник с любовью принял отрока, провидя в нём истинного подвижника Божия. Что привело тебя сюда, любезное чадо? - спросил с участием.  Лицо Прохора засветилось. «Святой отче! Всем сердцем и всей душою хочу служить я Отцу Небесному! Думаю, что здесь, в этом святом месте, нашёл я пристанище для души моей». Однако прозорливец покачал головой: «Чадо Божие, не здесь, а в Саровской обители обретёшь ты Бога». После этого не осталось у Прохора никаких сомнений в правильности выбранного пути. Вскоре он вернулся в Курск, чтоб благословиться у матери на монашескую жизь в Саровской обители.

***

Завершает эту книгу история прославления старца Серафима в лике святых, когда среди лета запели Пасху. Вся повесть, по словам издателей, проникнута светом любви, доброты, уважения, сострадания к человеку как творению Божию. В то же время в ней на конкретных примерах ненавязчиво показано, где пролегает грань между добром и злом, святостью и греховностью. Эти примеры учат, опираясь на заповеди Божии, вдумчиво вглядываться в окружающий нас сложный и противоречивый мир и понимать истинную цену тем или иным человеческим словам и деяниям.

Телеканал "Союз"/У книжной полки