Православие как жизнь

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Православие как жизнь. О церкви и духовной жизни. Книга вторая
  • Автор книги: Авдеев Алексей

М.: Алавастр, 2019. – 171 с., ил.


Часто считают, что достаточно просто верить в Бога и жить по нормам морали, а Церковь со всеми таинствами, обрядами и догматикой является чем-то необязательным. Такая точка зрения, по мнению автора книги, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию, изгоняет Бога из нашей жизни. Он становится не нужным, так как мы вроде и так делаем всё, как надо. Не идёт речь тут и о встрече с Богом, о Его реальном и ощутимом присутствии в жизни. Можно сказать, что двери Бога, конечно, всегда открыты для всех, но, чтобы войти, надо сперва захотеть открыть ту самую дверь к Нему и для начала подойти к этой двери, которая находится именно в Церкви. «О Церкви и духовной жизни» говорит с читателем Алексей Авдеев со страниц одноименной книги.


1. Это - вторая книга из серии «Православие как жизнь», вышедшая свет в издательстве «Алавастр». Она посвящена православному пониманию Церкви, а также духовной и нравственной жизни человека. В первой книге этой серии автор говорил о том, во что верят христиане, как понимают Бога, мир вокруг и самого человека. Главный упор в содержании был сделан на христианском понимании цели и смысла жизни каждого из нас. Ведь для верующих людей религия является не просто неким набором абстрактных идей в голове, а четкой и логичной системой принципов, исходя из которых, каждый конкретный человек строит свою жизнь. И даже если жить по вере не очень получается, то всё равно она остается идеалом и главным критерием оценки самого себя.

2. Вторая книга из этой серии в большей степени посвящена тому, как христианская вера должна претворяться в жизнь. Но перед этим автор вкратце напоминает главные истины христианства, непосредственно касающиеся смысла жизни человека. В предисловии книги Алексей Авдеев пишет: «Итак, вечный и всемогущий Бог сотворил мир. Мир отделен от Него, но это не просто механизм или некая «игрушка» Бога. Ведь Он творил мир по Любви и предназначил его для соединения с Собой. Но для этого творение должно было ответить на любовь Творца. Потому что любить может только свободная личность, которой и является человек. Так что именно для этой любви он и был создан, а через человека и весь мир мог достичь единства с Богом.

3. Но, как отмечает автор, в результате свободного выбора греха (грехопадения) человек не мог соответствовать своему предназначению и попал под власть смерти, ада и дьявола. Сотворив нас свободными, Бог не мог насильно избавить нас от того, что мы выбрали сами. Богу Сыну пришлось стать человеком Иисусом Христом, соединив Свою Божественную природу с человеческой, чтобы Своею жизнью на земле, страданиями, смертью на Кресте и воскресением спасти нас от неизбежности подчинения греху, а, значит, и от власти дьявола над нашими душами. Это не только спасло нас от вечности в аду, но и дало всем возможность вечной, счастливой жизни с Богом.

4. Эту возможность, по словам автора, мы должны реализовать сами, но с помощью Бога. Причем реализовать уже в этой жизни, так как наша посмертная судьба будет зависеть именно от того, как мы прожили свою земную жизнь. Бог любит каждого из нас, желает спасения всех и готов сделать всё для этого, но Ему нужен и наш ответ на эту любовь, который заключается в первую очередь в следовании воле Бога и Его заповедям. Таким образом, дело нашего спасения это наша совместная работа с Богом, где сочетается то, что Бог даëт нам, и то, как мы отвечаем Ему. В этом сотрудничестве можно выделить две области. Первая - это Церковь, её таинства, богослужение, различные правила. Вторая - личная духовная и нравственная жизнь каждого конкретного человека. Хотя, конечно же, эти области неотделимы друг от друга. И то и другое одинаково необходимо нам для осуществления цели нашей жизни в христианском понимании.

5. Как отмечает автор, по христианскому учению объективная реальность заключается в том, что спасение и жизнь с Богом возможны только через Церковь, для чего она и была установлена Христом и Духом Святым через апостолов. Поэтому в первом разделе книги автор говорит о Церкви, делая особый упор на то, как различные практические действия в ней связаны с её высшей целью. В связи с этим он ещё раз напоминает, что Церковь - это не просто земная религиозная организация и не некий ненужный посредник между Богом и людьми, а то средство, которое Бог даёт нам для нашего спасения.

6. Начиная разговор о Церкви, автор рассказывает о таинствах. Ведь именно они обеспечивают Церкви высшее духовное измерение, именно через них мы входим в общение со Святым Духом, Который соединяет нас со Христом. Собственно, - говорит автор, - без таинств и богослужений связь Церкви и нашего спасения была бы лишь философским понятием, но с ними Церковь реально выполняет свою главную роль - приобщение людей Богу. И роль эта выполняется не только приведением к вере людей и объяснением им слов и заповедей Христа и Его учеников, но и сохранением таинственной благодатной духовной области в реальной и практической жизни, той реальности, где и происходит «восстановление связи» с Богом. Приобщаясь же этой связи с Богом при жизни, мы получаем возможность сохранить её и в вечности (в достижении которой и состоит спасение).

7. Как отмечает Алексей Авдеев, существует обширнейшая православная литература о Церкви и богослужении. Еще более широко представлена тема духовной жизни. Ведь каждый церковный автор, так или иначе, писал о ней. Да и вообще, духовно-нравственная тематика является основной в творениях святых отцов. Поэтому свою работу автор считает неправомочным сравнивать с этими произведениями. Ведь формат её остается таким же, как и в первой книге. То есть кратко и, главное, просто изложить основы учения Церкви о себе и о жизни человека, при этом акцентируя внимание на том, как теория связана с практикой, и по возможности дать объяснение наиболее сложных и спорных для современного человека вещей.

8. Однако автор всё же не считает свой труд лишним, так как писался он не для ученых богословов, а для обычных людей, которые воспринимают серьезную информацию в основном очень субъективно. И в этой связи изложение одних и тех же истин в разной форме и разными словами увеличивает шанс достучаться до разума и сердца большего числа людей. Кроме того, Алексей Авдеев надеется, что материал этой книги станет пусковым механизмом, который побудит читателя к дальнейшему изучению серьёзной православной литературы, чтобы получить более полное и глубокое представление о затронутых вопросах.

***

Основной темой этой книги, по словам ее автора, можно назвать описание цели человека, которая для христиан состоит в единстве любви с Богом через богочеловеческую природу Христа (во Христе же мы обретаем единство и любовь и со всеми людьми). Путь достижения этой цели, а также спасение от всего, мешающего ей, и составляет главное содержание христианской жизни. Алексей Авдеев надеется, что осознание такой картины мира заставит читателя задуматься и о своем месте в ней, своем положении на этом пути. Немало места занимает в книге устранение не правильного понимания различных аспектов христианского учения, что очень распространено в наше время поверхностной религиозности. Автор также старался ответить на многие вопросы, возникающие у современных людей при знакомстве с христианством.

Телеканал "Союз"/У книжной полки