Православная антиутопия
- Автор обзора: Дмитрий Володихин
- Книга: Икона
- Автор книги: Бриггс Джорджия
Бриггс Дж. Икона: повесть с рисунками автора / Перевод С. Халберт.
Москва: «Вольный странник», 2020. 240 с.
Книга Джорджии Бриггс, молодого писателя из Алабамы, прихожанки православного храма святого Симеона Нового Богослова, содержит сильнейший элемент фантастики, обращенной к ближайшему будущему и не менее мощный элемент христианской мистики.
Действие романа происходит в «Эру Толерантности». На христиан охотятся, убивают, а их детей заставляют отрекаться от веры постоянным прессингом в семье и школе, если же этот беспрерывный нажим не помогает, то и просто пытками. Главная героиня, православная девочка, теряет свою семью, зверски убитую охотниками на христиан, проходит через весь набор актов принуждения, направленных на то, чтобы сломать в ней стержень веры, а потом гибнет. В то же время повесть «Икона» лишена уныния и пессимизма. Автор ясно показывает (как когда-то сделал это Иван Шмелёв в повести «Куликово поле»), что силы небесные вмешиваются в жизнь людей, являют через них чудеса, что Господь и Его святые видят происходящее на земле и знают истинных праведников. А значит, страдания, принятые за веру, не напрасны. Ждет мучеников спасение души и жизнь вечная рядом с Господом, а не просто черная яма смерти как незамысловатого порога между жизнью земной и ничто.
Повесть Джорджии Бриггся в России, кажется, получила большую популярность, нежели в Америке. Несколько раз проходили публичные обсуждения книги. Группа русских писателей даже составила открытое письмо в поддержку автора «Иконы», опубликовала его в сети, а затем отправила это послание Джорджии Бриггс через ее русского издателя.
За «Иконой» утвердилась – и вполне справедливо – репутация «православной антиутопии».
В дискуссиях об этой книге сломано множество копий. Одни читатели говорили с оттенком пренебрежительности: «Неофитская проза, ненастоящие ужасы, выдуманные милой барышней». Другие замечали: «В целом-то верно, всё идет к Страшному суду, и справедливо сестра наша Джорджия сказала, что наступают тяжелые времена и надо христианам готовиться к новым гонениям. Но для России всё это запоздало: у нас такое говорили еще лет 15–20 назад, вот, например, повесть Натальи Иртениной “Культурный слой” аж 2006 года…» Третьи восприняли книгу с восторгом: «Наконец хоть кто-то честно сказал, чего стоит и чему открывает путь вся эта безбожная и бесчеловечная культура глобализирующегося мира. Благодарим тебя за правду, Джорджия!»
До какой степени можно утверждать: «Вот, сказана правда!», – вопрос непростой, и однозначного ответа на него нет. Но, во всяком случае, некоторые признаки наступающей «Эры Толерантности» Джорджия Бриггс передала с пугающей точностью. Можно вполне согласиться с ней, что по отношению к христианам, притом в первую очередь к православным, толерантность эта зла и беспощадна, а в ближайшие десятилетия обещает стать еще злее и беспощаднее. Где-где, но только не в России, получившей за бесконечные терзания в XX столетии драгоценный венец из тысячи святых мучеников и исповедников веры Христовой, уместно отрицать возможность новых гонений на христиан в «просвещенном» и «цивилизованном» обществе Новейшего времени.
Стиль, которым написана повесть Джорджии Бриггс, сухой до «поджарости», лаконичный, абсолютно прозрачный, без каких-либо двусмысленностей, «шифров», «ребусов», иными словами, мест, где автор не договаривает что-либо, оставляя читателю место для самостоятельной умственной работы. Здесь проговорено всё, до последней точки. «Икона» в какой-то степени напоминает сценарий для фильма. Она предельно кинематографична. Подобная манера письма отлично приспособлена к массовому восприятию, хотя и лишена «сложносочиненных» красот, привлекающих читателя-интеллектуала. Не напрасно русский издатель выпустил ее тиражом 7000 экземпляров – по нынешним временам чрезвычайно высоким для художественной литературы...
Остается сказать, что Русская Православная Церковь оценила «Икону» по достоинству. Повести присуждено первое место в номинации «Лучшее художественное произведение» конкурса изданий «Просвещение через книгу».
Дмитрий Володихин