Православное супружество
- Автор обзора: Телеканал Союз
В «Пространном Православном Катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» о супружестве говорится: «Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовною союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей». Что еще говорят святые отцы о Таинстве Брака? Каков идеал христианского брака и как он воплощался в семьях известных древнехристианских и русских святых? Как нужно воспитывать детей? Каким святым молиться о благополучии семейной жизни? На эти и другие насущные вопросы дает ответ книга митрополита Омского и Таврического Владимира «Православное супружество». Она вышла в свет в Издательстве "Сибирская Благозвонница" и находится сегодня на книжной полке телеканала "Союз".
Эта книга рассказывает о христианском браке и его значении в деле спасения и духовной жизни. О том, как браку стать добрым христианским браком и как воспитывать в нем детей к их вечному спасению. Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, — говорит Господь наш Иисус Христос (Мф. 7:17). Действительно, всякое дерево познается по плодам. И если плод этот сочен и сладок, если он приносит пользу тем, кто употребляет его в пищу, значит, и породивший его ствол здоров и крепок. Образ этот применим и к людям: по образу жизни, поведению и поступкам детей можно многое сказать о воспитавших их родителях. Конечно, бывают и исключения, но все же в большинстве случаев пример родителей играет решающую роль в становлении характера, убеждений и жизненной позиции детей. Ведь неслучайно многие великие святые происходили из семей благочестивых, а нередко и от супругов, так же канонизированных Церковью, как и их чада, всей жизнью своей стремившихся исполнять закон Христов.
История Древней Церкви сохранила для нас не так много жизнеописаний семей, в которых выросли будущие святые отцы. Нам достаточно подробно известны их собственные подвиги и творения, отраженные в Священном Предании, мы знаем, в каких семьях они воспитывались. Однако можно с уверенностью предположить, что семьи эти были проникнуты духом благочестия, о чем свидетельствуют повествования о жизни святых отцов. В первом разделе под названием «Семьи святых» на материале истории Древней Церкви автор рассказывает о семьях, из которых вышли святители Василий Великий и Григорий Нисский, преподобная Макрина, святитель Григорий Богослов, блаженный Августин, блаженный Феодорит Кирский, преподобный Феодор Студит, святитель Григорий Палама.
Вот лишь несколько примеров этих святых супружеств. Прекрасный образец христианской семьи — благочестивые супруги Василий и Эммелия (Эмилия). По словам Владыки, они жили в миру, не прячась от него в «твердыне» псевдоблагочестия, занимались обычными мирскими делами, но при этом не проникались чуждыми влияниями, а наоборот, своей искренней любовью к Богу и друг к другу преображали мир вокруг себя, наполняя его светом Христовым. Они прожили много лет в гармонии духовной, душевной и телесной, вместе идя к общей цели — добродетели и спасению, и их общая жизнь во Христе принесла воистину чудный плод, дав миру четырех великих святых, в числе которых святители Василий Великий и Григорий Нисский. Неудивительно, что на православном Востоке Василий и святая Эммелия издревле почитаются как идеал христианского брака и благочадной семьи. В наше время, - говорит митрополит Владимир, - когда силы зла ведут активную борьбу против семейных ценностей, молитвенное обращение к этой многочисленной святой семье способно дать нам необоримую помощь в обретении двух великих благ — супружеской и родительской любви.
О родителях святителя Григория Богослова - святых Григории Старшем и Нонне мы узнаем из его Слова 18, сказанного «в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии святого Василия», и из стихотворения 11, «в котором святой Григорий пересказывает жизнь свою». Здесь высочайшие и трепетные слова говорит святой Григорий о браке своих родителей: «Думаю, что если бы кто, ища для себя совершеннейшего супружества, обошел все концы земли и весь род человеческий, то не нашел бы лучшего и согласнейшего», «оба по жизни составляли для всех общий предмет разговоров». Святитель определяет характерное свойство этого счастливого брака: в нем «так соединились все превосходные, и мужские и женские, качества, что брак был не только плотским союзом, но не менее того и союзом добродетели. Супруги, превосходя других, не могли превзойти друг друга, потому что в обоих добродетель была одинаковой силы и цены». Как видно отсюда, высшим смыслом союза родителей святого Григория Богослова были не только и не столько взаимное удовольствие и семейный комфорт, но прежде всего добродетель, все же остальное — прилагалось к ней.
Каковы же плоды жизни святых Григория Старшего и Нонны? Храм, воздвигнутый в родном городе, «величиной превосходящий многие и красотой почти все другие храмы». Но главный храм — тот, который смогли создать святые Григорий Старший и Нонна в сердцах своих детей — Григория, Кесария и Горгонии. И воздвигли они этот храм Божий благодаря своему искреннему и глубокому христианскому благочестию. Так и великий западный учитель Церкви блаженный Августин своим становлением как христианина во многом обязан родителям, и особенно матери — святой Монике. И хотя эта великая праведница жила целых семнадцать веков назад, в описании ее жизни удивительно много близкого, понятного и поучительного для современных русских женщин. В лице святой Моники и ее детей, одним из которых был Августин Блаженный, мы видим пример особо живых отношений, сложившихся в семье. Отношений между матерью и ее детьми.
Блаженный Феодорит Кирский в своих произведениях сообщил некоторые сведения о своих родителях. К сожалению, их имен история не сохранила. Семья его была христианской, и «своим бытием Феодорит всецело обязан милости небесной. Он подлинно был даром Божиим, откуда и получил свое имя», ибо блаженный Феодорит родился, как он сам описывает это в своей «Истории боголюбцев», по молитвам двух великих подвижников — преподобного Македония и преподобного Петра, к которым обращались родители мальчика. Такое чудесное рождение определило всю его дальнейшую жизнь: с детства окормляясь у сирийских иноков, он, достигнув возмужания, встал на монашескую стезю, с радостью приняв на себя сие великое иго Христово. Большую роль в этом сыграла его мать: «...знакомя своего сына с пустынножителями, матерь постепенно приготовляла его к иноческой жизни». Автобиографические произведения блж. Феодорита показывают, сколь благотворно действует семейное благочестие — постоянное обращение за помощью к святым, исправление нравов и искренняя вера в семье — на рождение и воспитание детей в православной вере.
Из истории Русской Церкви наиболее яркими примерами служат для нас святые Петр и Феврония, которые, впрочем, безотносительно к их детям и сами явили образец семейной святости, а также святые Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского. О них также говорится в первом разделе этой книги. Начиная свой рассказ о святых Кирилле и Марии, Владыка отмечает: «Родительский дом для человека — это начало пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь чуткой детской душой вбирает он впечатления и учится правде или лжи, любви или ненависти — тому, чем живет и дышит родительский дом. Горше сиротства бывает воспитание во зле. Но счастлив человек, если любовью отца и матери зажжена в нем святая любовь Божественная. Высок и прекрасен может быть его путь — прямая тропа в небеса. Недаром в житиях великих подвижников мы так часто встречаем слова: «родился в благочестивой семье, от боголюбивых родителей». Из такой семьи произошел и всероссийский игумен, Ангел Хранитель отечества нашего — преподобный Сергий Радонежский».
«Ангелами земными и людьми небесными воистину явились блаженные Петр и Феврония, от юности вашей чистую совесть имущие к Богу, достойно в благочестии и чистоте вместе пожившие, нам же оставившие в пример подражания житие ваше богоугодное». Так воспевает Святая Церковь благоверных князя Петра и княгиню Февронию Муромских. История жизни святых супругов много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили, княжили и почили и где сохранялись их честные мощи. Как известно, в отечественной православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — это прежде всего история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Все те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в XIII веке, актуальны и по сей день. Святые супруги являют нам именно те качества, которые необходимы всем, кто пытается строить отношения с близким человеком. Не случайно, что именно в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности.
***
Второй раздел этой книги под названием «Да любите друг друга» включает в себя составленные Церковью молитвы о семейном счастье в христианском браке и исполнении его высшего предназначения — совместного спасения супругов, а также о благочадии: уже упоминавшимся преподобным Кириллу и Марии — родителям преподобного Сергия Радонежского, святым князю Петру и княгине Февронии, а также особые молитвы, касающиеся супружества: «Молитва девицы о супружестве», «Молитва супругов при бракосочетании», «Молитва супругов, детей не имущих». В третьем разделе — «Святые отцы о супружестве» — находятся и избранные душеполезные поучения самих святых отцов Церкви — как древних, так и русских — о браке и благочестивой и богоугодной семейной жизни.
Скромен кажется подвиг честного брака, но от него рождались духовные вожди России. Игумен Русской земли преподобный Сергий — сын праведных Кирилла и Марии. Всея Руси молитвенник преподобный Серафим — сын благочестивых Исидора и Агафий. Так святое супружество ведет от любви человеческой к Божественной любви, увенчивается вечным счастьем и славой на небесах, а в дар земле оставляет потомков, блистающих совершенством, красотой и величием души.
«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в скудости самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности».