«Пред Крестом и Евангелием»

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется возникновение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В честь этого праздника мы предлагаем вашему вниманию книгу протоиерея Александра Шаргунова, которая называется – «Пред Крестом и Евангелием». 


В этой книге, вышедшей в свет в Издательстве Даниловский благовестник, собраны глубокие размышления одного из луч­ших проповедников нашего времени - протоиерея Александра Шаргунова. Размышления о Кресте Христовом, о суде Божием над миром, о том, что наш Бог - Бог страдающего мира, о радости в скорбях и смысле страданий, о Божественной и человеческой справедливо­сти и о том, что значит - следовать за Христом. И хотя эта книга пропитана темой Великого поста, он предназначена для чтения, конечно же, не только великопостный период, но и в остальное время нашей жизни, каждую секунду которой мы должны предстоять Господу.

Вся данная книга разделена на 4 части в соответствии с четырьмя Евангелиями – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна и включает в себя избранные проповеди, произнесенные отцом Александром за 35 лет священнического служения.. Автор рассматривает те или иные евангельские места через призму Креста, на котором пострадал Господь. В предисловии автор пишет: «Христос - на Кресте. Бог Живой вошел в глубину человеческого страдания, в смерть, в грех, во все наши искажения и нашу незавершенность. Бог вошел в нашу жизнь, чтобы все сделать совершенно другим, чтобы грех больше не был грехом, и смерть не была больше смертью. Чтобы человеческая судьба перестала быть безысходной. Человек в лице Иисуса из Назарета, Праведник, ответил на зов Бога Живого. Он взял на Себя грех мира. Это значит - Он абсолютно отделил Себя от греха мира, от всего, что есть злоупотребление властью, идолопоклонство, неверие, нечистота, материализм, ложь. Сказал «нет» всему греху мира, всему, что связано со смертью».


«Крест Христов, по словам священника, - это встреча Бога, входящего в человеческую смерть, и человека, страждущего слуги Господня. Это не просто переворачивающая душу смерть, какой бы она ни была. Смерть Христова — событие, столь же значительное, как творение мира. Мы призываемся увидеть глазами веры, что произошло между Богом и людьми в этот день. Повествование Евангелия о Страстях Христовых дает нам ключ к этой тайне. Оно касается наших глубин, нашей свободы, самого главного в нашей жизни. Того, что делает нас осмысленными существами, открытыми истине, ищущими Христовой любви. Как можем мы воспринять это слово?»

По словам автора, «недостаточно его услышать, надо его исполнить. Глубоко войти во встречу Бога, взявшего на Себя наши страдания, и Человека, отделившего Себя от греха мира. Прежде всего надо увидеть в Кресте Христовом точку опоры, с помощью которой мы можем перевернуть свой мир и решиться встать у Креста Христова. Так далеко пойти в доверии Богу Живому, как только открывает нам Крест. Чтобы среди бурь этого мира он стоял якорем нашей жизни. И затем, день за днем, следуя за Господом, говорить «нет» (не одними устами) всем попыткам строительства жизни без Бога. Всему, что опирается на подтасовки, на ложь, на материализм, на идолопоклонство. Потому что у человека всегда есть возможность поклонения не Кресту Христову, а идолам. Христос оставил их до времени в мире, чтобы многими скорбями мы приобщились Его Кресту.

Как отмечает отец Александр, «Каждый человек без исключения стоит перед Крестом Христовым. Тем, кто воспринимает его с сомнением или безразличием, кто смотрит на Крест Христов, не видя его, Церковь говорит: «Может быть, это ваш решающий час, возможность выйти из состояния сна». Тем, кто уже вместе со всеми приносит поклонение Кресту, но боится слишком глубоко войти в его тайну, потому что это потребует такого разрыва с грехом, такой жертвенной отдачи, на которую страшно отважиться, — Церковь говорит: «Пришло время явить мужество. Если блеснула вам хоть капля благодати, идите туда, куда зовет вас свет, не колеблитесь, сбросьте с себя греховные узы».

«Тем, кто верует в Крест Христов и, тем не менее, мучим неверием в свое спасение из-за постоянных поражений, кто думает: «Слишком велика моя вина, нет мне прощения», — Церковь говорит: «Крест Христов, перед которым мы предстоим, — благовестие Божия долготерпения. Сколько бы ты ни падал, снова вставай и начинай сначала. Ты знаешь, где свет, иди к нему. Крест Христов — свет, в котором нет никакой тьмы. Где покаяние, всегда рядом прощение — даром Креста». Тем, кто сокрушен скорбями, кто побеждаем унынием, Церковь говорит: «Крест Христов может дать утешение среди самых тяжких бед. Он один может освободить от пустоты и бессмыслицы жизни. Среди бессердечия и ненависти он может помочь узнать возможность новой любви. И понять, почему “прииде Крестом радость всему миру”».

«Среди крушения всего Крест укрепляет нашу надежду, возвращает нам мужество быть христианами. Как бы ни безумствовал мир, мы знаем, что Крестом Христовым повернулось однажды течение истории. И мы знаем — благодатью Креста и Воскресения, — что Христос спас людей. Радость, исходящая от Креста Христова, переполняет Церковь. Но и печаль — оттого что столь многие не решаются идти за Господом путем совершенного отделения себя от всякого греха. Не зная неисследимой глубины Креста. Для них Крест Христов символизирует любовь к скорбям и презрение к жизни. В то время как Крест Христов — торжество жизни и то, что придает смысл нашим скорбям».

«Молитва перед Крестом Христовым открывает нам, что и мы в свою очередь должны жить прежде всего лю­бовью к Богу и ближним. «Если любви не имею, то я ничто, - говорит апостол, - даже если говорю языками ангельскими, даже когда я тело мое отдам на сожжение» (1 Кор. 13). В мире, где за умножение беззаконий как никогда охладевает сегодня любовь, нам надо понять, что любовью должно быть отмечено всякое наше служение, что любовь обнимает все времена и все места. И особен­но наше время и нашу Россию, и то место, на которое поставил нас Господь. Наше христианское призвание – любовь».


Кресту Твоему поклоняемся Владыко – так пели вчера на вечерней службе, а сегодня на Божественной Литургии все православные христиане, едиными устами и единым сердцем. Как в дни поклонения Кресту, так и всякий раз, приходя на исповедь, мы предстоим пред Крестом и Евангелием, что напоминает нам о самом главном. В самых тяжких обстоятельствах встанем пред Крестом Христовым и поклонимся ему. В час, когда оскудевает вера, когда охватывает нас страх и отчаяние, когда нет у нас сил молиться и мы побеждаемы желанием поступить по нашей греховной воле, благоговейно осеним себя крестным знамением и поклонимся Кресту. И Господь не оставит нас, и протянет свою милующую и спасающую руку. Обо все этом и говорит протоиерей Александр Шаргунов в книге "Пред Крестом и Евангелием".


Телеканал "Союз"
 

Теги: