Преображение

  • Автор обзора: Александр Орлов

Как известно, Международный детско-юношеский конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелёва учреждён в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ежегодно после проведения заочного этапа проходит очный этап, во время осуществления которого финалисты приезжают в Москву. На протяжении веков Москва является центром притяжения не только народов, проживающих на территории нашего государства, но и для представителей других стран, но отличием приезда конкурсантов на очный этап является желание не просто посетить златоглавую красавицу, проявить себя, стать не участником, а призёром или лауреатом, а нравственное и духовное обогащение, то есть преображение, которое является сутью жизненного пути христианина, символом его веры, твёрдостью его духа, идеалом его служения. О таком преображении, указанном выше, православный богослов, писатель, проповедник, епископ Верейский, ближайший помощник святого патриарха Московского и всея Руси Тихона священномученик Иларион (Троицкий), писал так: «Но в чем религиозный идеал православия? Идеал православия есть не прогресс, но преображение. О преображении человеческого естества говорит Новый Завет».

Поэтому все заинтересованные действующие лица должны понимать, что участнику нужно прежде всего совестливо сосредоточиться на точном раскрытии выбранной темы и при этом постараться уйти от штампов, расхожих словообразований, постараться максимально продемонстрировать свой лексический запас, показать свою творческую индивидуальность — при этом, повторяю, следуя заданной теме. Как к этому подготовиться заранее? С моей точки зрения, посредством тихого, спокойного, вдумчивого книжного чтения. Это очень важно: если дети не читают, то и написать им будет невероятно сложно. Что касается родителей и учителей, пожалуйста, дорогие, не переусердствуйте, не лишайте ребенка возможности личностного самовыражения, ваша помощь, особенно на этапе предварительных работ, может оказаться просто неоценимой, но помните: не вы главное действующее лицо в этом процессе. И особая просьба — не пытайтесь воспринимать Интернет как ответ на все вопросы в мире, не ищите там работы на ту же тему.

В этом контексте хочется подробнее остановится на скомпилированных работах. Большинство подобных работ отсеивается сразу, но есть случаи спорные: иногда мы имеем дело с искусно сработанной компиляцией цитат из разных набранных в Интернете текстов, и тут возникает необходимость коллективной экспертной оценки. Мы с экспертами смотрим, ведь компиляция тоже может оказаться удачной, когда материал первоисточников изучается, систематизируется, осмысливается, тем самым свидетельствует о аналитических способностях пишущего. Но, повторяю: механистическое переписывание текста -это плохой выход. Лучше не пытаться обмануть нас, в конечном итоге обманете самих себя. Мы, безусловно, проверяем работы на плагиат с помощью специализированных Интернет-ресурсов, а самое главное, вместе с нами работают известные литераторы, преподаватели высших учебных заведений, опытные учителя, эксперты из области образования, люди, которые проводят экспертизу работ ОГЭ и ЕГЭ, — они все прекрасно видят, когда речь идет о списанной работе, у них огромный опыт прочтения и анализа работ. Так что нет смысла списывать. Я надеюсь, что и родители, и учителя, и сами дети это примут во внимание, не будут совершать этой ошибки.

Помните, Международный детско-юношеский конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелёва является частью образовательного процесса, он призван укреплять фундаментальные основы человека, помогать в процессах личностного роста, оказывать влияние на формирование миропонимания. О процессе образования в пору обучения во Владимирской Духовной семинарии священномученик Константин Переславский (Снятиновский) говорил: «Океан учения человеку надо не переплыть, а пройти по нему, как Христос!»

Следует понимать, что ошибки существуют, и на любом поприще есть над чем работать, что улучшать, надо стремиться находить новые формы и решения, но не отходя от великой русской традиционной идеи, стержнем которой является православие. Так происходит и на нашем конкурсе. Каждый из экспертов и членов конкурсной комиссии осознаёт, что общение с каждой работой — это общение с детским сердцем, и ты понимаешь, что твое решение может быть строгим, но оно обязано быть справедливым, поэтому следует расставаться с собственными тематическими пристрастиями. Это нормальная рутинная, но возлюбленная работа подлинного профессионала. Но никто из членов жюри, как и участники конкурса, не застрахован от случайных ошибок, ложного самомнения.

Каждому из членов конкурсной комиссии, экспертов интересно и важно, во-первых, читать эти произведения и для себя вновь и вновь открывать сердца детей, заглядывать в их мир — для учителя важен каждый новый такой опыт. При этом Бог дает каждому из нас возможность поучаствовать в деле, которое и церковное, и государственное. Конкурс имени Шмелева в том числе проводится и на президентские гранты, используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации.

Именно поэтому у экспертов и членов конкурсной комиссии есть свой страж, который нам очень помогает, его слово решающее для всех, кто занят в нашем конкурсе. Подобает знать, что митрополит Калужский и Боровский Климент руководит работой жюри, а он человек высочайшей книжной культуры, доктор исторических наук, профессор Калужского государственного университета. Он всегда может указать на рабочие оплошности, затянувшиеся и разгоряченные дискуссии, направить работу в конструктивное русло. К слову, Владыка Климент подключается к работе жюри с самого начала, еще до приезда участников очного этапа конкурса заходит на их страницы в социальных сетях, чтобы посмотреть на ребят, познакомиться с ними на расстоянии, узнать, чем и как они интересуются, это ведь тоже очень важно! Причем он делал это ночью, а наутро мы уже встречались во время работы конкурсного жюри. Эта работоспособность и заинтересованность — образец подлинного служения делу.

Необходимо прежде всего предостеречь родителей и педагогов — избегать восторгов, избегать гордости и вообще не стремиться к так называемому успеху: не жаждать поездки в Москву, не пытаться заранее для себя подсчитывать бонусы, не связывать итоги Конкурса с окончательным выбором профессии, потому что, в общем-то, дело не в том, чтобы все участники нашего Конкурса потом стали писателями и поэтами. Очевидно, что каждый участник не может не желать победы, такое желание — естественное человеческое свойство. Но, пожалуйста, желайте победы тихо, добивайтесь всего трудом, не лгите бумаге — ведь вы прежде всего исписываете не лист, а свое сердце, и вы обманываете Бога в конечном счете. Об этом есть замечательные строки у священномученика Илариона (Троицкого): «Не в материальном, хотя бы и самом блестящем, прогрессе усматривает свое спасение православное сознание…»

Станет ли ребенок профессиональным литератором — это покажет время… все-таки основу для успеха на литературном поприще составляет жизненный опыт, а жизненный опыт сразу не приходит. Нам хотелось бы развивать в наших конкурсантах всеобъемлющее чувство любви, которая впоследствии могла бы стать жизненной броней, как завещал святой преподобный Герман Аляскинский и Алеутский, всей Америки чудотворец: «Истинного христианина делают вера и любовь ко Христу».

Я вспоминаю, что писал немецкий писатель, мастер эпического романа, Нобелевский лауреат по литературе 1929 года Томас Манн об Иване Сергеевиче Шмелеве: «Я потрясен, сижу у импровизированного рабочего стола и смотрю на изборожденное морщинами, измученное лицо с седой бородой; в него глубоко врезались те ужасы, о которых можно прочесть в романе «Солнце мертвых», если на то хватит смелости. Смотрю на это лицо, — оно принадлежит пятидесятилетнему, но выглядит на пятнадцать лет старше». Сколько пережил Шмелев и какой ценой для него далась литературная слава? Благодаря

чему он смог написать свои книги? Более того, этот выбор в современном мире чрезвычайно сложен. Да, пишущие люди способные работать в разных жанрах — они востребованы и сейчас, но цена за подлинный талант и его реализацию очень высокая. Сегодня наша задача — общая с родителями, с педагогами — это воспринять удачу любимого ученика или ребенка как добрый знак, как победу добра и любви, но лишь как первый шаг, а дальше у него есть задатки не только литературные. Судьбоносно для всех окружающих юного автора понимать всю суть изложенного им, и необходимо знать о последствиях любой победы как о катализаторе самовозвышения, об этом игумен Никон (Воробьев) писал: «Как огня бойтесь тщеславия, ибо оно уничтожает все добродетели человека».

Важно обратить внимание на то, о чем он пишет, о чем он думает? И дальше без труда, порой, очень большого и незаметного, задатки могут остаться только задатками, стимулирующая материализация может сиюминутно привести к самым удручающим последствиям. О таких проявлениях немецкий поэт, мыслитель, мастер эпиграмм Фридрих фон Логау писал так: «Похожа жизнь на океан, а все мы - только рыбаки: мечтаем выудить кита, а добываем хвост трески».

Неординарность, позитивное девиантное поведение демонстрируют многие участники, сам путь к чрезвычайности непрост, и об этом есть высказывание у священномученика Илариона (Троицкого): «Но русский гений выносит суровый приговор европейской цивилизации и прогрессу со своей особенной точки зрения, с точки зрения своего идеала, существенно отличного от европейского идеала прогресса».

Господь всем нам помогает, но только если мы что-то делаем - и сами, без нашей собственной усиленной работы не будет и чуда, не состоится главное.

Для нас также очень важно и пробуждение «духовного инстинкта», то есть понимание связи человеческого труда — необходимости учиться, познавать мир, любить, выражать свои мысли и чувства — с Божьим Промыслом о тебе. Без этого понимания связи и взаимозависимости многое может в жизни не сложиться. И мне кажется, это самое важное, что мог бы вынести из участия и победы, которой я желаю каждому, участник Международный детско-юношеский конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелёва.

Мы хотим, чтобы все, кто принял участие в конкурсе, выглядели бы так, как писал о святом преподобном Серафиме Саровском священномученик Иларион (Троицкий): «Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо ангела»

Мне вспоминаются строки Ивана Александровича Шмелёва, обращённые в ответном письме к воспитанникам выпускного класса Крымского кадетского корпуса в Югославии: «Вам выпадает на долю заново строить, воссоздавать и охранять Россию, истинную, свою, Великую Россию. Снова как будто приходится начинать русскую историю. Значит, прежде всего, надо быть сильными, надо быть государственными, российско-государственными, национальными, иметь верную цель, иметь идеалы совершенства, хранить в душе и в уме тот Лик, ту светлую Россию, какою хотите ее видеть, какою носили ее в сердцах лучшие из ее сынов — гении ее, о которых вам говорит священная наша летопись».

Помните, кульминация дарованного нам самого тёплого времени года - это Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, это изображённое святыми апостолами Лукой, Матфеем и Марком в Святом Евангелие явление Божественного величия и славы Вседержителя перед тремя ближайшими учениками - святыми апостолами Петром, Иаковом, и Иоанном - во время молитвы на горе Фавор, это великий праздник христианской церкви, это драгоценный праздник каждого из нас, это любимый праздник лета, и да будет всегда в душах наших Лето Господнее.

С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов