Приключения будущих богатырей

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Приключения будущих богатырей
  • Автор книги: протоиерей Федор Бородин

М.: Никея, 2020. — 136 с., ил.


Русских богатырей знают многие со школьной скамьи. О них рассказывают на уроках литературы, читают так называемые былины. Это сказания, воспевавшие подвиги богатырей, их силу, справедливость и мужественность, ум, ловкость и иные качества человека, стоящего на защите Родины. Былины передавались из уст в уста, а многие из них имели историческую основу и были описаны в древних летописях. Самые известные герои русских былин - это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Познакомить с ними современных детей призвана книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется «Приключения будущих богатырей».

***

1. Автор книги - «Приключения будущих богатырей» - протоиерей Федор Бородин — настоятель храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке. Окончил художественную школу, собирался стать художником, но получил благословение на священство. Отслужив воинскую службу в ВДВ, поступил в Московскую духовную семинарию и по окончании учебы в 24 года был рукоположен в диакона, затем во священника, тогда же назначен настоятелем в Космодамианский храм. Отец восьмерых детей, автор бестселлеров о воспитании «Сотвори любовь» и «Возрастай с Евангелием».

2. «Приключения будущих богатырей» - это необыкновенные приключения маленького Алёши Поповича и его друга Феди, будущего Добрыни Никитича, в Киевской Руси. Начинается всё с того, что мальчик Федя, сын уважаемого деревенского кузнеца язычника, ищет себе друга. Сам он сорванец, но друга искал кроткого, который бы смотрел на Федю и всё от него перенимал. И выбор его, как повествует автор, пал на мальчика Алёшу, который жил на другом конце деревни. Он тоже был не такой, как все, и к его семье тоже относились со страхом и уважением, потому что Алёшин папа был священником, звали его отец Василий.

3. Священник — это было в те времена что-то совершенно неслыханное. Дед рассказывал Фёдору, что никаких священников раньше на Руси и в помине не было, и церквей не было, а вот появились храмы, и стали люди туда ходить. Каждая деревня разделилась: одни приняли новую веру, другие — нет. Кузнец не принял, потому что не собирался отказываться от знаний, полученных от отца и деда: в них входили и тайные заклинания, которые надо было читать перед тем, как выплавить кусок металла, и заговоры на топор, или нож, или наконечник стрелы, копья, чтобы они лучше разили врагов. Всё это странный Лёшин папа, отец Василий, называл колдовством и считал нехорошим делом.

4. Но так уж получилось, что Фёдору приглянулся именно Алексей. Он был, может, и не такой сильный, как Федя, но тоже паренёк крепкий. А при этом тихий и кроткий. Поскольку в деревню его отец и мать с тремя братьями и двумя сёстрами приехали не так давно, у Алеши тоже не было друзей. Его никто не обижал, потому что отца Василия почитали как нового колдуна и побаивались — вдруг он у себя в храме что-нибудь такое сделает, что потом не поздоровится, — но и играть маленького поповича не звали. И вот два таких разных мальчика подружились. Фёдор вводил Лёшу в тонкости своего озорства, учил всяким безобразиям. А при этом ему нравилось, как Лёша говорит серьёзные вещи».

5. Однажды в деревню приехал посланник князя, чтобы выбрать крепких юношей для княжеской дружины. Но герои повести в нее не попали. И тогда друзья решили сбежать из дома, чтобы добраться до Киева. Они смастерили плот, насушили сухарей и отправились в путь по реке. Но по дороге попали к печенегам. В лагере врагов они узнали, что те хотят напасть на князя и любыми путями решили предупредить правителя Руси. Ночью сбежав от печенегов, они продолжили свой путь. Автор рассказывает: «Речка становилась всё шире, течение быстро несло плот. Мальчишки не смотрели по сторонам, только вперёд — когда наконец покажется Днепр. Они даже перестали мечтать о том, как поступят в княжескую дружину. Все мысли были об одном: на них огромная ответственность, только они могут предупредить князя о коварных планах печенегов!»

6. На третий день друзья доплыли до Киева — издалека углядели высокие бревенчатые стены с косыми скатами крыш. Киев поразил их размерами и величием. Ребята бросили плот — просто отпустили плыть дальше, он им был больше не нужен — и пошли в город. Ворота были открыты, хоть и охранялись вооружёнными стражниками, и мальчики, крутя головами, двинулись по улицам, с удивлением разглядывая большие дома, храмы, оживлённую толпу. Но как пройти к великому князю? Княжеский двор закрыт, просто так не войдёшь, охрана не пускает. Но смышленые мальчишки и здесь нашли решение, и попали к князю. А что с ними стало потом, читатели узнают, прочитав эту книгу.

7. По словам издателей, «Приключения будущих богатырей» - это увлекательная, забавная и назидательная сказка. Она понравится маленьким читателям не меньше, чем детям священника-писателя, которые были ее первыми слушателями. А также и родителям: рассказывать поучительную сказку, попутно обсуждая с детьми важные вещи, – любимый педагогический метод автора, ведь ежевечернее чтение с доверительными разговорами помогает установить сердечную связь с ребенком на долгие годы. В предисловии книги автор пишет: «Много радостного было в моем детстве, но особенно я был счастлив, когда мой папа рассказывал нам с сестрой сказки, которые называл «небылицами». И я тоже люблю рассказывать сказки. Сначала своим детям, а потом и ребятам из нашего прихода, когда мы выезжаем на природу.

8. Не судите строго, если найдете в книжке какие-либо исторические неточности. Князя я специально не называю по имени, чтобы читатель не искал подтверждения событий в хрониках. Сына кузнеца-язычника зовут христианским именем Фёдор – так не должно быть. Но ведь это сказка! Да и образ сорванца Феди я писал со своего сынишки, а его зовут именно так. Я представлял себе, как века назад на былинном пиру сидит седой сказитель и, перебирая пальцами струны гуслей, неторопливо повествует о великих князьях и богатырях, варягах и печенегах, молитвах и сражениях. А двое мальчиков слушают с замиранием сердца рассказы о подвигах и пытаются найти для себя место в этих удивительных приключениях и древних временах…»

***

Как отмечают издатели, долгожданная для читателей о. Федора сказка — реализация воспитательной методики «доверительных разговоров и обсуждения папиной сказки», изложенной в книге «Сотвори любовь». Она рассказывает о дружбе двух мальчиков, разных по характеру и по своему отношению к вере. И хоть автор и признается, что не историк и в книжке могут быть неточности, в сказке столько исторических сведений, описаний и деталей, что она вполне может использоваться как внеклассное чтение по истории и быту Древней Руси. А любителям русских сказок и былин будет интересно познакомиться с творческим переосмыслением известных сюжетов об Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче, и побольше узнать о знаменитом богатыре Илье Муромце.

Телеканал "Союз"/У книжной полки