«Пришвин» Алексея Варламова

  • Автор обзора: портал "Горький"

Алексей Варламов. Пришвин.
М.: Молодая гвардия, 2021. Серия «Жизнь замечательных людей»


Переиздание книги о Пришвине из серии «Жизнь замечательных людей» кажется важным, правильным и своевременным событием. Собственно, уже в короткой издательской аннотации акцент сделан именно на сложности и многогранности героя книги, поскольку она по большей части состоит просто из перечисления разных амплуа Пришвина — «нерадивого и дерзкого ученика, изгнанного из елецкой гимназии по докладу его учителя В. В. Розанова, неуверенного в себе юноши, марксиста, угодившего в тюрьму за революционные взгляды, студента Лейпцигского университета, писателя-натуралиста, исследователя сектантства»... и так далее, и так далее.

«Пришвин» далеко не единственная книга, созданная в рамках серии «Жизнь замечательных людей» Алексеем Варламовым — ректором Литературного института и исследователем русской литературы ХХ века. Варламов выпускал книги о Платонове, Шукшине, Булгакове и других писателях. Его книга о Пришвине впервые увидела свет еще в 2003 году и стала первой подробной биографией Михаила Михайловича — и за прошедшие восемнадцать лет ее значение нисколько не приуменьшилось.

«Я, принимаясь за книгу, не знал, чем она окончится и куда заведет меня мой загадочный персонаж, сумею ли понять его и проникнуть в его тайну. Казалось бы, чего проще — перед нами восемь томов его сочинений, и среди них добрая половина автобиографических, несколько книг его жены Валерии Дмитриевны и книга воспоминаний о нем. Наконец, перед нами четыре изданных тома его дневников, охватывающих период с 1914 по 1925 год (всего этих томов должно быть двадцать пять!). Писали о нем многие замечательные русские и советские поэты и прозаики (хотя, как увидим дальше, писали весьма противоречиво), высоко ценили критики, литературоведы и литературные начальники. С легкой руки некоторых из них в нашем сознании долгое время существовала легенда о Пришвине как тайновидце, волхве и знатоке природы. Однако сам Пришвин признавался, что пейзажей не любит и писать их стыдится. И пишет вообще о другом».

Литинститут