Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

Притчи-сказки о Божьем мире

  • Автор обзора: Минаева Мария

Невидимая планета. Вячеслав Брейэр.
М.: Вольный Странник, 2022. — 176 с.


В пост хочется читать важные для души книги. Это не только Священное Писание и духовная литература. В художественных книгах, как в хорошем зеркале, можно тоже увидеть себя вместе со всеми страстями – и ужаснуться. Или разглядеть пример, планку, к которой стоит тянуться.

Это касается и детских, и взрослых книг. Любое произведение, обладающее художественной достоверностью, рассказывает нам историю. Осмыслить ее и интерпретировать, отыскать смыслы – наша задача. Недаром говорят, что каждый читатель – соавтор.

Отдельное счастье, если важная для души книга написана просто и с юмором: не всегда есть желание и силы продираться сквозь многомудрые рассуждения. А если истории рассказываются универсальные, для детей и взрослых, то это вообще подарок.

Именно такой сборник сказок под названием «Невидимая планета» вышел в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник». Написал его Вячеслав Брейэр. У него получилась удивительная книга: тексты в ней небольшие, но покоряют и больших, и маленьких. Причем каждый находит в них свои смыслы.

«Невидимая планета» – это около сотни сказок-притч. Они разделены на несколько тематических блоков. Но все объединяет главная мысль. Ярче всего она, пожалуй, выражена в двух сказках. Первая – одноименная с книгой. Ее герои, два космонавта, прилетают на удивительную планету. Они ничего на ней не видят, но чувствуют мягкость травы, и прохладу ручья, и удивительные ароматы. И когда один из космонавтов падает и теряет сознание, он начинает… видеть. Да так и остается на этой удивительной планете, где ему хорошо. А друг его улетает на Землю, потому что боится и не доверяет невидимому.

Хорошая аллегория почти никогда не бывает прямой аналогией. Важно, чтобы читатель / слушатель домыслил, сам нашел верную дорожку среди множества ложных. При этом аллегория не должна быть сложной, неразрешимой: так она быстро станет скучной. Аллегории в сказках Вячеслава Брейэра такие, какие нужно: дети думают над ними – и разгадывают. А потом радуются, что разгадали.

Например, они по-новому осмысляют евангельские притчи – смотрят на них под иным углом. И так они ярче раскрываются. Например, в сказке «Жемчужины и свиньи» добрый человек раздавал свои драгоценности всем. Просто потому что хотел порадовать и помочь. А потом, покусанный свиньями, вернулся и прочел евангельскую притчу. А ведь мы чаще всего так и делаем: сначала совершаем неправедное или глупое, а уже потом думаем, как надо было, «задним умом».

Еще детям нравится разгадывать загадки. Они сами себе их задают, а потом размышляют. Например, почему мама космонавта из сказки «Мама-ангел» такая большая и несет его, взрослого мужчину, на ручках? Предположить, сформулировать свою мысль, обсудить ее – все это очень интересно.

Взрослые находят в сказках тайные послания для себя и радуются им. Это тот самый случай, когда ничего объяснять не нужно: достаточно переглянуться и усмехнуться. Вот герой сказки «Что посеешь, то и пожнешь» получает постановление городской администрации, в котором сказано выкорчевать посеянные плохие дела. А вот герой истории «Лауреат деда Коля» – деревенский старичок, который всю жизнь разнимал драчунов и получил за это Нобелевскую премию мира. Реалии нашей жизни, того, что мы видим в лентах новостей и обсуждаем, тоже находят отражение в сказках. Только – опять! – под непривычным углом.

Самое интересное и непростое – узнавать в сказках себя. Потому что в них, кажется, показаны все слабости и страсти, которыми мы страдаем, – и большие, и маленькие. Только показаны они по-особому: во-первых, так, что не становится обидно, а во-вторых, сказки указывают перспективу, возможность исправления, движения вперед. Какой бы ни была сказка и ее герои, читатель четко видит проступок, его последствия (они же ‒ наказание) и… прощение. Не расплату «око за око, зуб за зуб», а милость в духе пасхального слова святителя Иоанна Златоуста: «Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого». Так в сказке «Не все то золото, что блестит» мальчик, взявший себе самую красивую конфету, уже и так наказан – она «некрасива на вкус». И вместо злорадного «так тебе и надо, впредь умнее будешь» он получает угощение. Друг, который взял себе некрасивую, но вкусную конфету, от всего сердца делится с ним.

По тону, атмосфере и риторике сказки Вячеслава Брейэра напоминают сказки советского классика Геннадия Цыферова. Самая известная из них – про романтичный и непрактичный Паровозик из Ромашково, который опоздал на станцию, потому что встречал вместе с пассажирами рассвет. У Цыферова много сказок, и все они добрые, не страшные, на первый взгляд бесконфликтные. Но это только на первый взгляд. Конфликт в них внутренний, часто он происходит в душе героя, требует внимательной внутренней работы, честности и смелости. Не так-то просто признать за собой собственные недостатки.

В сказках Вячеслава Брейэра на первый план тоже выходит образный уровень и внимание к своей внутренней жизни. А еще – восхищение миром, тем, как он премудро устроен и красив. Самая маленькая травинка и букашка, незначительный эпизод буднего дня, мимолетная дружеская улыбка – всё это важно. Главное ‒ уметь заметить и почувствовать.

Один из любимых приемов автора – взять привычное нам выражение и открыть его истинный смысл. Так, например, сделана сказка «Глубокая книга». Что стоит за этими словами?

«Какую глубокую книгу подарили мальчику! И он в нее с головой нырнул.

А там столько сокровищ, что глаза разбегаются. И он одно сокровище взял, поднял на поверхность и вынес из книги.

Отдышался, отдохнул – и опять нырнул. И другое сокровище вынес.

И так он каждый день нырял и выносил сокровище.

А там, на глубине, их еще столько осталось, что и за тысячу лет всё не вынести!»

Играя прямым и переносным значением, автор показывает истинный смысл слов и поступков. Тот, о котором мы забываем за суетой и многословием.

Сборник сказок «Невидимая планета» очень красиво оформлен. У него необычные бледно-коричневые страницы. Их украшают иллюстрации Насти Каганович – уютные и добрые. Они помогают ощутить атмосферу книги: неспешную радость жизни, вдумчивое наблюдение за собой и миром, собирание сокровищ, которые подарил нам Господь.

Православие.ru