Про Ника, который встретил кита

  • Автор обзора: Мария Минаева/Православие.ru

Представьте себя в детстве. Свои чувства, мысли, желания. А теперь представьте, что вас спросили о том, где бы вы хотели жить. Уверена, многие сказали бы: «на берегу моря». Я вот точно сказала бы так.

Это же мечта – шелест волн за окном, крики чаек, простор для глаз. Полосатый маяк рядом. Рыбацкие домики, которые лепятся друг к другу, как будто сделанные из «лего». И травы, которые привыкли гнуться под жёсткой ладонью морского ветра.

Представьте, что весь день вы предоставлены сами себе. Можете бегать, прыгать, играть, лежать на песке и мечтать, орать, молчать – всё что угодно. Никто не одёрнет и не запретит.

Вспомните незабвенную повесть о Муми-троллях и маяке. Гигантская, изменчивая и вечная стихия, которая определяла жизнь их маленькой семьи. Скудная пища, холод, дырявая крыша, неудачи Папы, но восторг, восторг от того, как необычна твоя жизнь – бок о бок с морем.

Ребёнок, который живёт в такой атмосфере, слышит, видит, обоняет и осязает море – сколько разных интересных и важных мыслей рождается в его голове. Какая насыщенная и настоящая у него жизнь!

Хорошо, правда?

Я хочу рассказать о двух книжках, которые завораживают моих детей. И пятилетняя дочь, и трёхлетний сын затихают, рассматривая их. В них совсем мало текста, а каждый разворот – большая, полноценная иллюстрация. Невероятно красивые, сделанные с любовью и к Морю, и к Ребёнку. Немножко грустные, особенно первая. Ведь детство – это и грусть тоже. И важно научить маленького человека относиться к ней правильно и внимательно, уметь переживать свою – и сопереживать чужой, конечно же.

Бенджи Дэвис, английский иллюстратор, написал и нарисовал две связанные между собой истории – «День, когда я встретил кита» и «День, когда вернулся кит», за что был награждён несколькими премиями.

На первый взгляд, эти большие, альбомного формата, приятные по фактуре и колориту издания кажутся книжками-картинками – сейчас таких много. Они интересны и полезны дошкольникам: дети невольно вовлекаются в нить повествования, додумывают детали, учатся понимать и транслировать сюжет, облекать увиденное в слова. Здесь тебе и развитие речи, и работа фантазии, и беседа с родителем, которая складывается невольно, очень естественно.

История эта незатейливая, уютная, близкая бытовыми подробностями малышу. Кажется – прочитаем сейчас, быстренько, под уютным светом лампы над кроватью, и спать. Но… что-то здесь не так: неприхотливый, прямо-таки скупой текст заставляет притихнуть ребёнка, наполняет какой-то трудноуловимой горечью сердце взрослого. Приходится с этим разбираться.

Живёт на берегу моря большой молчаливый рыбак и его маленький сын Ник (Ной в оригинале). Папа уходит на целый день в море, а Ник остаётся один, он предоставлен сам себе. Ночью был шторм, и мальчик находит на песке китёнка, выброшенного на берег. Дальше неспешное, как морской прибой, течение сюжета ускоряется: Ник принимает ряд важных решений. Он поливает китёнка водой, мчится за тележкой, погружает нового друга на неё, везёт домой и перекладывает в ванну. Жизнь меняется: Нику есть о ком заботиться и с кем поговорить.

Вечером возвращается папа. Он, видимо, очень устал, да и вообще немногословен: после ужина садится в кресло и дремлет. А потом неожиданно застаёт сына в ванной за кормлением китёнка.

И здесь уже очевидно послание взрослому читателю: перед ним открывается вся бездна одиночества этого серьёзного маленького человека. У него нет мамы. У него только папа. Правда, папы большую часть времени тоже как бы нет. Причина вроде благородная – папа работает. Только вот от этого не легче…

За скупыми словами очень хорошо видны чувства: страх Ника, что папа будет ругаться, и вся гамма чувств папы – вина, жалость, любовь. Всё это выражает молчаливое объятие этих людей.

А потом они вышли в море, чтобы отпустить китёнка. Глядя на этот разворот, понимаешь, почему книга получила престижные премии. Сине-чёрное грозное ночное море и две маленькие фигурки в лодке в рыбацких жёлтых плащах и шляпах. И слова не нужны.

Хотя нет, нужны. Немногословность книжки – это как бы основа, контур, который можно прорисовать по-своему. Можно говорить с ребёнком – о любви, об ответственности за живое существо, об одиночестве, о тяжести принятия важного решения. Эта книга не будет воспитывать малыша за родителей. Но поможет в этом.

Вторая часть, «День, когда вернулся кит», немного иная. У меня возникает стойкое ощущение, что она сродни музыкальному произведению, симфонии, например. Её настроение меняется несколько раз: наступает зима, папа, ушедший в море, не возвращается, идёт снег, и море покрывается льдом. Маленький отважный Ник с фонариком бежит туда, куда уплыл папа. Здесь и надежда, и страх, и опасность. Потом краски сгущаются, скорость повествования замедляется, и Ника, нашедшего пустую и холодную, застрявшую во льдах лодку, охватывает одиночество.

И вот здесь происходит то, что в жизни случается редко, но что ребёнку-христианину, с которым говорят о Боге, близко и понятно – чудо. Спасённый Ником китёнок со своей семьёй пробивает дорогу для лодки во льдах. Киты подталкивают её к маяку, куда пришёл за помощью папа Ника. Как они узнали о беде мальчика? Как поняли, куда нужно отвести судно? Это неважно. Важна торжествующая симфония любви и взаимовыручки, которая звучит в этих скупых, простых строках: «Киты высунули носы в холодный ночной воздух. Они пели в облаках пара и мелких брызг, а лёд трескался и хрустел».

И это мощное движение художник передаёт в красках: чёрная вода, мощные фиолетово-чёрные китовые спины и широкие, расширяющиеся полосы жёлтого света от маяка. И ты понимаешь: чтобы сказать о важном, не нужно говорить много. Важно, как это сказано.

Об иллюстрациях в книгах Дэвиса говорить сложно. Они простые и глубокие. Деталей немного, но каждая – на вес золота. Тон этим рисункам задаёт море. Море и небо. Именно они занимают большую часть листа. А люди – Ник, папа, рыбаки – такие маленькие на их фоне. Но они совершают поступки большие и важные. Пусть даже в пределах своей семьи.

Мне очень нравится, как нарисована ванная комната в доме Ника. Это пример того, как может быть красиво просто за счет чистоты, уюта и любовного ухода за жилищем, а не за счет дорогой мебели и дизайнерского ремонта.

А ещё эти иллюстрации можно срисовывать. Можно, например, сшить куколку-Ника. Можно сделать кита из носка. Домики из коробок от овсянки. Маяк из картона. Неважно что. Главное – вместе.

А можно и не делать: просто посидеть с ребёнком, прижавшись друг к другу под лампой, и поговорить – о море, об одиночестве, о дружбе, о смелости и о чуде. А можно и помолчать, рассматривая удивительные книги о маленьком мальчике и силе его любви.


Православие.ru