Пророк в своем Отечестве

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Пророк в своем отечестве
  • Автор книги: Солоницын Алексей

М.: Сибирская Благозвонница, 2021. — 346 с.


В 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения и 140 лет со дня кончины великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Значение творчества национального гения настолько велико, что эти две даты широко отмечались во всём мире. А весь 2021 год был объявлен Годом Достоевского. По словам писателя Алексея Солоницына, «Федор Михайлович остается и сегодня нашим современником, потому что его романы, повести, рассказы являются видимыми, значимыми, как эвересты жизни человеческой, на все времена. И всё потому, что взыскующая совесть вела его прямо к центру души - Христу Спасителю». И сегодня, в день памяти великого русского писателя мы предлагаем вашему вниманию книгу Алексея Солоницына«Пророк в своем Отечестве: Книга о писателе на все времена».

1. Автор книги - Алексей Алексеевич Солоницын - писатель, кинодраматург, родился 22 марта 1938 года в городе Богородск Горьковской области. Окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1960 году, много ездил по стране, работал в газетах Киргизии, Латвии, на телевидении, в кино. С 1973 года живет в Самаре. За 55 лет творческой деятельности издано, включая переиздания, более пятидесяти книг писателя. По его сценариям снято около 40 документальных фильмов. Тема разбуженной совести, нравственного подвига - главная в творчестве писателя, кинематографиста. И в годы советской власти, и в новейшее время он неизменно поднимает в своих романах, повестях, рассказах, фильмах, темы деятельного добра, способности героев на жертвенный подвиг. Пишет он в традициях русской реалистической прозы, которая в лучших своих произведениях всегда отличалась высокой духовностью.

2. В книге «Пророк в своем Отечестве», вышедшей в издательстве Сибирская Благозвонница, помещена повесть Алексея Солоницына «Я жажду» и некоторые размышления, связанные с неизвестными или малоизвестными событиями жизни и творчества великого писателя. Как отмечает в предисловии митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий, «Достоевский привлекает каждого читающего человека своим глубинным свойством души, показанным в его книгах с такой эмоциональной силой, какой не найдешь ни у одного писателя. Даже мирового уровня. Рассказать об авторе такой трудной, порой остродраматической судьбы и такой истовой веры необычайно сложно.

3. Но в своей повести «Я жажду» Алексей Солоницын справляется с этими трудностями, выбрав форму строго документального повествования, выраженного между тем в удачной художественной форме. Примечательно, что сюжетом повести автор выбрал факт, малоизвестный в литературоведении, взяв для доказательства причин смерти Федора Михайловича одну из тех версий, которые другие исследователи его жизни и творчества или упоминают вскользь, или вообще, как и в советские времена, обходят молчанием. По мнению некоторых читателей, автор в своей версии доказателен.

4. Вот что об этом говорит сам автор: «Меня поразило, что многочисленные исследователи творчества Достоевского прошли мимо события, которое стало причиной смертельного исхода писателя. Ночью кровь горлом пошла у Федора Михайловича не потому, что его ручка закатилась под этажерку с книгами, и он приподнял ее, как пишет Анна Григорьевна в своих воспоминаниях. А потому, что именно этой ночью в соседней квартире была засада жандармов, и в нее попал Александр Баранников, одна из ключевых фигур организации «Народная воля». «Бомбисты», как их называли, готовили очередное покушение на императора Александра II.

5. До последнего часа Федор Михайлович был в гуще тех роковых событий в России, которые буквально ломились в его дверь. Ведь по одной лестнице, что вела в квартиру, поднимались и обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, посещавший Достоевского, и Александр Баранников, лютый враг обер-прокурора. Подобные факты, которые на первый взгляд кажутся случайными совпадениями в судьбе Достоевского, на самом деле во многом стали определяющими в творчестве писателя». Описывает Солоницын и хронику процесса над народовольцами так называемой группы «Двадцати». Видно, что и здесь автор повести серьезно изучил документы: в описании подготовки убийства царя Александра II он художественно убедителен, показав в то же время преступность и бесчеловечность терроризма, в какие бы одежды он ни рядился.

6. Во второй части книги, названной «Достоевский как вестник Христа», где помещены размышления Алексея Солоницына, по словам владыки Сергия, - примечательно, прежде всего, личное, пережитое самим автором при чтении книг и просмотре кинофильмов, спектаклей, созданных по произведениям Федора Михайловича. Из этой части книги читатели узнают, что родной брат писателя, Анатолий Солоницын, вошедший в историю мирового кино как исполнитель роли преподобного Андрея Рублева в одноименном фильме известного кинорежиссера Андрея Тарковского, воплотил на экране и образ любимого писателя в фильме «26 дней из жизни Достоевского». Как промыслительно совпали жизненные обстоятельства артиста и великого писателя, над воплощением образа которого он трудился, не жалея себя, готовый на любые жертвы, говорится в главе «Человек есть тайна». Это личное, душевное, привнесенное в книгу, делает ее эмоционально окрашенной, поднимает ее и на духовную высоту.

7. Заметки, которые помещены в разделе «Размышления», как надеется автор, помогут читателю понять, почему мы должны воспринимать жизнь Достоевского, прежде всего как жизнь православного христианина. Рассматривая его творения с этой точки зрения, мы понимаем, почему писатель не боялся показывать темные стороны души человека и видим, как путь великого писателя проходил через страдания к взлетам души, к тем высотам, где Свет Христов. Ибо, по слову Аполлона Майкова, поэта, друга, творчество которого Федор Михайлович хорошо знал и любил: «Чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог».

8. Но, как отмечает Солоницын, - более других Достоевский почитал Александра Сергеевича Пушкина, на открытии памятника которому он первым высказал мысль о всемирном значении творчества поэта и назвал его Пророком. Понять, почему он так сказал и кто такой Пророк в библейском, христианском смысле, чрезвычайно важно. Через слова этой речи мы, по словам автора, сможем уразуметь, что Федор Михайлович Достоевский своими книгами рассказал не только о времени, в котором жил, но и предсказал, что произойдет с Россией и со всем миром, если люди забудут святоотеческую веру, отвернутся от Христа Спасителя.

***

«Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла...» - такое признание можно прочитать в последней записной тетради Федора Михайловича Достоевского... Не в этих ли его словах - ключ к пониманию всего наследия писателя? Нет сомнения. Здесь ясное указание на путь и на итог пути, каким он прошел в жизни». Этот сборник, по мнению митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия, займет свое место среди тех изданий, посвященных творчеству и жизни Достоевского, которые показывают православное самосознание писателя как фундамент его творений. Именно православное самосознание определило итог его жизненного пути: встреча Достоевского со Христом превратила заурядного террориста в великого писателя.

Телеканал "Союз"/У книжной полки