Прощение: как примириться с собой и другими
- Автор обзора: Телеканал "Союз"
Марина Архипова, Марина Михайлова. Прощение: как примириться с собой и другими
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). С такими словами обращается Господь наш Иисус Христос ко всем людям: и к нам и тем, кто жил до нас, и тем, кто будет жить после нас. Это Евангельское чтение читается из года в год, за Божественной литургией в последнее воскресение перед Великим постом и напоминает нам о том, что Господь заповедал прощать друг друга. Особенно это важно, когда мы стоим на пороге великопостного поприща, вступить на которое нужно с мирным сердцем, освободившись от раздражения и обид. Но что такое прощение? Почему и как нужно просить прощения? Зачем нужно прощать себя? И, что мешает нам простить другого человека? На все эти и другие вопросы отвечают авторы книги, которая так и называется – «Прощение: как примириться с собой и другими». ***
Эта книга двух авторов - психолога Марины Архиповой и философа Марины Михайловой – вышла в свет в Издательстве Никея в серии «Становление личности» и открывает разные грани осмысления прощения. В ней собраны мысли крупных исследователей этой темы, жизненные истории, а также фрагменты психологических исследований, которые могут помочь нам следовать по пути к прощению. О том, что послужило написанию этого совместного труда, авторы рассказывают в предисловии книги следующее: «Мысль написать эту книгу появилась у нас после передачи, посвященной прощению, на радио «Град Петров», где одна из нас была гостьей, другая — ведущей. Разговор не уместился в сорок пять минут прямого эфира и вызвал множество откликов слушателей. Мы продолжали обсуждать эту тему при встречах. Вскоре нам стало понятно, что хорошо бы наши беседы как-то записать. Что мы и сделали».
Таким образом, в этой книге два голоса, написана она людьми разных профессий. Марина Архипова - психолог, ведущая тренингов и мастер-классов, практикующий консультант. В главах, написанных ею, она использует выдержки из двух дипломных работ, которые были защищены на психологическом факультете РХГА, и приводит дословные ответы участников исследований. Эти живые высказывания открывают мир реальных человеческих переживаний. Иллюстративным материалом послужили также фрагменты аудио-дневников учителей, записанных во время работы над другим исследовательским проектом. Таким образом, кроме голосов двух авторов, в повествовании звучат голоса многих наших соотечественников, которые комментируют, высказывают свое мнение, делятся наблюдениями.
Марина Михайлова — философ и филолог, автор программ на радио «Град Петров», катехизатор и ведущая евангельской группы в одном из православных приходов Санкт-Петербурга. Она часто цитирует философские и богословские источники, с удовольствием пересказывает классическую литературу и делится историями из жизни своих друзей, родственников и знакомых. Все эти истории подлинные, хотя имена и обстоятельства изменены. «Мы, - отмечают авторы, - вовсе не являемся какими-то особенными специалистами по прощению. Напротив, в начале работы над этой книгой мы чуть не поссорились. Обсуждали рабочие вопросы, возникли разногласия, атмосфера накалилась, было сказано немало горьких слов... Положив трубку, одна Марина подумала: «Ничего себе, книжка о прощении... Ладно, сейчас выпью чашку чаю, успокоюсь и позвоню Марине опять». В этот момент зазвонил телефон, и другая Марина сказала: «Послушай, тебе не кажется смешным, что люди ссорятся из-за книги о прощении?»
Как отмечают авторы, необходимость прощения излишне доказывать, каждый из нас знает по своему опыту его освобождающую радость, избавляющую от мук обиды и вины. Тем не менее в первой главе авторами приводится доказательство от противного: рассказ о том, как разрушительно непрощение для человеческой жизни. Классическая история о непримиримости и мести — это «Орестея» древнегреческого драматурга Эсхила. В основе этой трагической трилогии лежит миф о проклятии рода Атридов, остающийся за рамками повествования Эсхила, но хорошо известный всем грекам (краткое содержание этого мифа вы найдете на страницах книги, мы же ограничимся выводом, который сделали авторы). Рассказывая эту древнюю историю, Эсхил подчеркивает в нем нравственно важные моменты.
Во-первых, он показывает тяжесть вины: преступление одного человека ложится проклятием на множество поколений, грех порождает грех. Во-вторых, поэт доказывает неэффективность мести. Герои мифа, совершая акты мести, руководствуются сильными нравственными аргументами, исходят из неприемлемости убийства и предательства. Но в тот момент, когда проливается новая кровь, убийца превращается в жертву, а мститель — в убийцу. В-третьих, Эсхил показывает единственный возможный выход из порочного круга ненависти и мщения. Это милость, прощение, возвращающее разум и человеческое достоинство несчастному Оресту и навсегда прекращающее цепь преступлений. К счастью, семейные истории из реальной жизни, как правило, не столь мрачны и ужасны, как античный миф. Но в них действуют те же открытые древними греками механизмы судьбы: поступки, совершенные людьми, имеют влияние на следующие поколения, непримиримость умножает зло, а прощение дает освобождение.
Для примера авторы приводят историю из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова о том, как воздействовал дух непрощения на отношения в семье в нескольких поколениях, и как всё это отразилось на произведениях поэта. Нельзя сказать, - соглашаются авторы, - что трагизм его творчества обусловлен только семейной враждой, но и отрицать ее мрачное травматическое воздействие на душевный мир поэта невозможно. Из истории Лермонтова мы видим, как дух непримиримости и непрощения переходит от отцов к детям и разрушает жизнь внуков. В любой семье найдутся столь же драматичные истории. Если взглянуть на них внимательно с высоты птичьего полета, мы увидим: то, что казалось индивидуальным, частным, затрагивающим только одного-двух людей, неожиданно обнаруживает корни в прошлых поколениях и откликается последствиями в будущих.
Таким образом, заключают авторы книги, неразрешенная обида и непримиримость могут стать причиной тяжелых событий не только в жизни непосредственных участников конфликта, но и позже, отзываясь в судьбах других людей. Что же такое прощение? Почему серьезные обиды так разрушительно действуют на нас? Как сказываются в нашей жизни, как откликаются последствия обид и непримиримости? Как простить себя и других, глубоко и взросло, открыто глядя на все несправедливости, которые таковыми являются или только кажутся? Где источник прощения, в чем его опора? Почему оно так благодетельно и сильно? Ответ на все эти вопросы мы ищем в этой книге, завершая обзор которой, приведем еще несколько слов авторов о прощении.
«Прощение - реальность будущего века, нового неба и новой земли. Оно творит нового человека и новую жизнь внутри ветхого мира. Оно необходимо всем. Мы не знаем людей, которые не нуждались бы в том, чтобы простить кого-нибудь или быть прощенными. И мы не знаем людей, которым прощение давалось бы легко, без усилий. Прощение - долгая дорога. Плоды прощения — принятие, доверие, свобода, смирение, благодарность. Можно сказать, что прощение творит нового человека. В событии прощения происходит преображение личности, а не только восстановление справедливости. В Таинстве Евхаристии, причащаясь Телу и Крови Господа, мы становимся соборной личностью, существуем уже не отдельно друг от друга, но едино во Христе. Церковь — начало нового творения, заря Царства Небесного. В Литургии мы учимся жизни будущего века и узнаем, что Бог хочет, чтобы мы вполне отдавали себя Ему и Другому и с доверием принимали Его и Другого, что невозможно вне практики прощения».
Как признаются авторы книги, работая над этой темой, они сами учились прощению и думали о нем, потому что в жизни каждой из них постоянно возникали ситуации, требующие этого шага. Мы считаем, - говорят Марина Архипова и Марина Михайлова - наше двухголосие важным, поскольку оно позволяет подойти к прощению с разных точек зрения: и как к психологическому феномену, и как к философскому концепту. Однако главная цель нашей работы не теоретическая, а практическая. Мы надеемся, что мысли, цитаты, жизненные истории и фрагменты психологических исследований, приведенные в этой книге, помогут нашим читателям продвинуться на пути прощения».
СОЮЗ