Противоборство христианства и язычества
- Автор обзора: Ольга Вострикова
Иртенина Н.В. Николай II и мятежная Россия: иной ракурс / Н.В. Иртенина – М.: Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел». – 2018. – 96 с., илл. ISBN 978-5-91862-057-1
Наталья Иртенина, известный православный автор историко-мистической прозы, публицист и критик, открывает читателю свой взгляд на случившуюся в России в 1917 году трагедию. Кто-то, возможно, упрекнет ее в излишней эмоциональности в изложении событий периода революции и отречения последнего российского императора, но совершенно ясно, что это свидетельство особого отношения автора к русской истории, поскольку Н.В. Иртенина переживает трагедию царской семьи как собственную. Личность Николая Второго стала маркером настоящего цивилизационного разлома, который в настоящее время проявляется едва ли не острее, чем в начале ХХ века. Советская и «неосоветская» идеологическая парадигма по-прежнему живет в умах людей постсоветского пространства. По своим этическим нормам она – носитель языческой цивилизации, в противовес традиционной христианской, каковой была Российская империя, считает автор.
Тот раскол, о котором пишет Н. Иртенина, древнее XX столетия: это вневременное сосуществование двух взаимоисключающих противоборствующих начал в человеке, христианской традиции, для нашей страны читай Православия, и язычества, даже варварства, уже давно полонившего Европу и в настоящее время уже отчасти и всемирного. И это противоборство есть свидетельство ежедневной и ежечасной борьбы в душе человека, предопределенной высшей силой. В ХХ веке Россия дерзнула массово выбрать второе, и как много испытаний ей пришлось перенести из-за этого. Поэтому (как и пишет автор) начало многострадального периода для русского народа видится уже не только в 1917–1918 гг., но и в декабрьском восстании 1825 г., и даже еще ранее, со времени Петра Великого. И также возможно согласиться с автором в том, что во многом на этих событиях может лежать отпечаток не только отрицания существующих государственных форм правления и попыток «мирного» разрушения государства, но и тяжелый отпечаток «еретической», «сектантско-анархической любви» к ближнему, которая, как всегда, «лучше знает», как сделать людей счастливыми. Впрочем, нельзя сказать, что в 70-летний период советской власти не было в России людей, формирующих свои этические нормы на основе традиционных христианских ценностей, не было воцерковленных личностей. Родившиеся в советской стране помнят своих родных, истинно верующих, благодаря которым в значительной мере сохранялась церковная жизнь в советский период. У нас есть не только право считать себя наследниками православного Отечества с непрерывной тысячелетней историей, но и обязанность считать себя наследниками советской России ХХ века – настолько, насколько она хранила груз русской культуры и Православной цивилизации.
Автору удается отказаться от целого ряда шаблонов в восприятии трагических событий начала ХХ века, этим и ценен его труд.