Главы о духовной жизни. Третья сотница

Автор: архимандрит Софроний (Сахаров) Все новинки

Путь, полный света

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Путь, полный света. Из писем святой Елизаветы Федоровны
  • Автор книги: Коршунова Татьяна

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2016. — 160 с.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Эти евангельские слова в своей жизни воплотили многие святые, но сегодня мы посвятим их преподобномученице Елизавете. Вся жизнь ее была светом, и даже «внешний облик княгини, по словам архиепископа Анастасия (Грибановского), отражал красоту и величие ее духа: на ее челе лежала печать прирожденного высокого достоинства, выделявшего ее из окружающей среды». Образ Великой Княгини наиболее полно раскрывается в ее собственных письмах, выдержки из которых составили небольшой сборник, который мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Он вышел в свет в издательстве Никея в серии «Бальзам для души» и называется «Путь, полный света».

***

1. Как отмечают издатели, святая Елизавета Феодоровна не оставила литературного наследия, тем ценнее для нас ее письма к близким, проливающие свет на ее духовное становление. Они дышат всеми христианскими добродетелями: смирением, милосердием и радостью в несении креста. Какую редкую возможность дают нам эти письма — видеть, как мало-помалу начиналась и расцветала любовь ко кресту, как раскрывалась святость одной из любимейших наших святых ХХ века.

2. По словам Татьяны Коршуновой, автора предисловия, «Гессенская принцесса Элла с юных лет удивляла окружающих своей скромностью и простотой. Заботливая, наделенная открытым и сострадательным сердцем, она любила ухаживать за больными и помогать тем, кто в этом нуждался. Ее очарование, о котором сохранилось столько восторженных отзывов, несомненно, было проявлением этой душевной красоты; недаром и фотографии, и портреты, по свидетельству современников, передавали его лишь отчасти. Ее называли самым красивым из всех созданий Божиих, сказочным видением. «…Мне хочется обмакнуть перо не в чернила, а в краски, — писала королева Мария Румынская, — чтобы оживить ее образ хоть на мгновение, потому что те, кто не видел ее, никогда не поймут, какая она была».

3. Выйдя замуж за искренне верующего великого князя Сергея Александровича Романова и поселившись в России, Елизавета Федоровна не могла остаться равнодушной к красоте и глубине православной веры. Сопутствуя супругу на богослужениях и смиренно целуя благословляющую руку священника, она готовилась к важному шагу - к присоединению к Православной Церкви. Когда это состоялось, какую же радость ей принесло, как она писала, «утешение из всех утешений на нашей скорбной земле — принадлежать к нашей православной вере» и какой плод принесла эта чистая и смиренная душа! Когда настал час испытаний, она явила такую духовную высоту, какой никто не ждал от мирского человека, тем более от светской дамы.

4. В 1905 году великий князь Сергей Александрович был убит взрывом бомбы террориста. На кресте-памятнике, воздвигнутом на месте убийства, вдова велела выбить евангельские слова: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят». В письме к Императрице Марии Феодоровне от 8 марта 1905 года она отмечала: «мое потрясение прошло с появлением небольшого белого креста на месте гибели Сержа. На следующий вечер я пошла и молилась там, и тогда уже смогла, закрыв глаза, видеть лишь этот чистый христианский символ. То было великое благословение. Теперь по вечерам, перед тем как лечь спать, я говорю «спокойной ночи», молюсь и засыпаю с миром в сердце и душе». А в письме к Великому князю Павлу Александровичу писала: «Мы с Сержем соединены на небесах, я знаю, что я там, рядом с ним, и черпаю спокойствие в этой молитве.  ... я храню его как сокровище в душе и сердце».

5. Из жития преподобномученицы мы знаем, что она сама отправилась в тюрьму к убийце со словами прощения. И мало кто мог в это поверить: близкие родственники Елизаветы Федоровны, по свидетельству великого князя Константина Константиновича, «не верили, даже смеялись. И точно, такое мужество, такая высота души прямо невероятны. Она — святая». Современникам было трудно понять великую княгиню, для них она оставалась прежде всего великосветской красавицей, пусть и сердобольной и верующей. Но сохранились письма, и из них мы узнаем, что она пребывала в молитве, дарующей покой, благодарила Бога за утешение в скорби и стремилась утешить тех, кто ее жалел. Вероятно, будь она одинока, великая княгиня тогда же, подобно древним святым, раздала бы все имение и пошла за Христом. Но племянники, которые находились на ее попечении, были еще малы, и она продолжала жить как обычно - то есть для других.

6. «Наметив себе заранее путь совершенных, путь аскетического подвига, — писал архиепископ Анастасий (Грибановский), — она, однако, с мудрой постепенностью начала восходить по лестнице христианской добродетели». Делом всей жизни для Елизаветы Федоровны стало основание Марфо-Мариинской обители. «Многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо когда-нибудь пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью, — писала она о своем начинании другу и родственнику - царю Николаю II. — Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сержа, и которая много-много лет назад забрезжила в моей душе». «Я так счастлива, писала она, что набралась сил и к зиме смогу как следует взяться за мою будущую большую благотворительную работу — новое сестричество, которое я хочу основать для бедных и ради которого намерена совершенно переменить свою жизнь»..

7. «Моя главная цель, утверждала великая княгиня, — облегчить страдания человечества, явить ему Божественный свет, стать, если Бог даст, маяком». И все удалось. Она просияла в преподобническом подвиге посреди мира. Как ни скрывалась она, все знали суровость ее жизни, денно-нощные молитвы и самоотверженное служение больным. После прихода к власти большевиков Елизавета Феодоровна отказалась покидать Россию, понимая, чем это может грозить. В одном из писем она писала: «Россия и ее дети сейчас не ведают, что творят. Они как больной ребенок. Которого любишь во сто крат сильней, когда он болен, чем когда он весел и здоров. Так хочется облегчить его страдания, помочь и научить терпению. Вот что я чувствую с каждым днем все больше».

8. В 1917 году, когда революционеры впервые переступили порог обители, она сказала сестрам: «Очевидно, мы недостойны еще мученического венца». В мае 1918 года по дороге в ссылку — по дороге к мучительной смерти в Алапаевской шахте она написала: «Господь нашел, что нам пора нести Его крест, постараемся быть достойными этой радости». И немецкая принцесса, первая красавица Европы, полюбившая Россию всем сердцем, прославившаяся делами милосердия, принявшая монашество и основавшая в Москве святую обитель преподобномученица Елизавета, приняв спасительный крест, сподобилась мученической кончины в Алапаевске в 1918 году.

***

Преподобномученица Елисавета была по общему признанию одной из самых красивых женщин мира, и она оказалась в силах перенести русскую действительность начала 20 века. По словам издателей, трудно читать без потрясения души о деяниях поистине святой подвижницы, взявшей крест свой и последовавшей за Спасителем, не оглядываясь назад... Но для нашей духовной пользы это просто необходимо. По мнению издателей, этот небольшой сборник, который всегда можно взять с собой в дорогу, «станет поистине бальзамом для тех, кто хочет найти ответы на главные вопросы жизни в сокровищнице Церкви» — творениях святых, и в частности, в эпистолярном наследии святой преподобномученицы Елизаветы.

Телеканал "Союз"/У книжной полки