Путь поста

  • Автор обзора: Николай Дегтерев
  • Книга: Беседы на Великий пост
  • Автор книги: протоиерей Александр Геронимус

Когда человек оказывается в незнакомом городе, ему нужен тот, кто проведет его до нужного адреса или покажет достопримечательности. То же имеет место и в любой незнакомой обстановке — человеку нужен проводник. Пост для многих людей — как раз такая незнакомая территория, и проводниками в данном случае могут служить книги. Но бывает еще более интересная ситуация. Пост, к которому христианин уже привык, может вдруг оказаться для него незнакомым. Потому что пост, как и человек, меняется.

В начале своей духовной жизни человек поститься одним образом — как правило, строго, по Типикону. Потом эта строгость часто ослабевает (хотя может быть по-разному), и приходит время для серьезных раздумий над сущностью поста и духовной жизни вообще. Человек начинает искать какого-то нового осмысления поста и в конечном итоге — самого себя. И тут ему, возможно, более, чем когда-либо, нужен хороший проводник. Книга протоиерея Александра Геронимуса о Великом посте, недавно переизданная Сретенским монастырем (первое издание 2011 г.), — как раз для таких людей.

«Беседы на Великий пост» — это проводник именно по пути поста. Сам пост в книге воспринимается именно как путь, ведущий к определенной цели. Даже из содержания книги можно сделать такой вывод. Труд отца Александра делится на три части: «Подготовка к Великому посту», «Седмицы Великого поста», «Страстная седмица». Причем, в отличие от книг жанра «Чтения на каждый день Великого поста» (в которых собраны душеполезные чтения, часто весьма условно объединенные под одной обложкой), «Беседы на Великий пост» не уклоняются куда-то в сторону, не отвлекаются на частности (притом, что частностей этих много, но они не разбивают, не разряжают общей картины). «Беседы…» всегда имеют в виду конечную точку — Пасху (хотя беседы именно на Пасху в книге нет, все заканчивается Великой Субботой).

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в самих беседах представлены разные жанры: тут и толкования на Священное Писание, и истории из жизни, и анализ аскетических упражнений. В литературе известен такой жанр, как «смесь». «Беседы…» протоиерея Александра как раз такая смесь, смесь органическая, в которой все «ингредиенты» добавлены в нужных пропорциях.

Думаю, что такой «смешанный» характер бесед объясняется двумя причинами. Во-первых, это записанные беседы, которые произносились устно. Устная же речь всегда несколько более сбивчива, противоречива, чем письменный текст. Во-вторых, эти беседы произносились отцом Александром на катехизаторских курсах во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, в течение многих лет. Поэтому каждая отдельная беседа как бы сплав из нескольких бесед, объединенных и отредактированных, причем не автором, а слушателями (и одновременно — издателями). Возможно, именно этим и объясняется сбивчивость структуры, повествования — довольно трудно бывает редактору «подогнать» куски разных бесед друг к другу. Но это — только сбивчивость повествования, но ни в коем случае не мысли. Мысль — пряма и чиста.

Из чего же состоят эти «смешанные» беседы? Прежде всего — из комментариев на Евангельские чтения, читаемые постом. Или вообще комментарии на Священное Писание. Причем и как комментатор отец Александр очень интересен. Его комментарии бывают иногда очень современны. Например, комментируя одно место из притчи о блудном сыне, он говорит: «…точно так же, как в фильме “Матрица” или в недавно вышедшем романе Виктора Пелевина “Empire V”, при той иллюзии, что мы питаемся этими свиными рожцами (протоиерей Александр ранее поясняет, что “свиные рожцы”, по толкованиям святых отцов — это страсти. — Прим. автора), на самом деле эта греховная стихия мира сего на нас паразитирует, и мы являемся для нее инструментами».

Комментарии отца Александра могут показаться и неожиданными. Так, например, анализируя притчу о талантах и говоря о том, что таланты понимались прежде всего как благодать, данная человеку (то есть как духовные дары), автор приходит к неожиданным выводам: «с талантами нужно немедленно расставаться, немедленно отдавать их в рост, ни на секунду их у себя не задерживать. <…> Если воспользоваться худым образом, например, игры в казино, то из вариантов “Забирайте ваш выигрыш” или “Ставьте дальше, чтобы удвоить или утроить или все спустить” духовная жизнь, в общем-то, ориентирована на второй. Она поэтому всегда рискованна. Если мы хотим быть христианами, то всегда должны иметь это в виду. Никаких таких отношений, которые приближают нас к Богу без риска куда-то провалиться вместо того, чтобы приблизиться, нет. Подлинной духовной жизни без риска не бывает». Конечно, в пересказе с небольшими цитатами трудно передать весь логический ход мысли автора. В книге все куда убедительней и доказательней.

Но даже не комментарии как таковые представляют, на мой взгляд, главную ценность «Бесед…». Основа этой книги, то, о чем в ней постоянно идет речь — это сама духовная жизнь, главным проявлением, главной заботой и главным деланием которой является покаяние. Оно-то и является главным проводником в жизни православного христианина.

Чтобы пересказать путь этой духовной жизни, который рисует отец Александр, объема небольшой рецензии явно недостаточно. Л. Н. Толстого однажды спросили: «В чем идея “Анны Карениной”?» Он ответил: чтобы сказать ее, ему нужно написать роман заново. Так и здесь — чтобы пересказать этот путь, нужно переписывать всю книгу. Впрочем, так, наверное, обстоит дело с любым трудом об аскетике. Поэтому сначала остановимся на особенностях живой речи автора, а потом скажем несколько слов о наиболее примечательных моментах.

Одной из особенностей «Бесед…» являются «лирические отступления». Например, в беседе на неделю Торжества Православия, рассуждая о ереси иконоборчества, отец Александр строит достаточно замысловатую цепочку. Он говорит о том, что человек — это образ Божий, и главным смыслом общения с людьми, в сущности, является как раз общение с этим образом Божиим. То есть человек — икона. А дальше речь заходит о том, что иконы могут повреждаться, темнеть и так далее. И тогда в дело вступает реставратор, который возвращает иконам первоначальный вид. Поэтому и любой из нас в той или иной ситуации может выступать в роли такого реставратора, «реставрируя» этот образ Божий, потускневший в человеке, которого мы встретили на своем пути. Единственное, конечно, — не нужно самочинно провозглашать себя реставратором и пускаться реставрировать всех подряд.

Другая особенность книги — тут, видимо, сказалось математическое образование автора — четкие структуры. В книге на этапы (с соответствующими признаками) поделены — покаяние, корысть по отношению к Богу, молитва и многое другое. Читатель с карандашом в руке может испещрить поля книги циферками.

Еще одна особенность — частые примеры из жизни, легенд, физики, лингвистики. Видно, что перед нами не просто церковный проповедник, а и образованнейший в светском смысле человек. Недаром в предисловии написано, что протоиерей Александр Геронимус всю жизнь занимался «воцерковлением культуры».

Такого рода особенности делают текст той самой «смесью», набором самых разнообразных знаний и взглядов на мир, но ни в коем случае не нарушают его логическую структуру.

Трудность пересказа заключается еще и в том, что каждая отдельная беседа, несмотря на свою внутреннюю связь со всеми остальными, остается тем не менее вполне законченной, внутренне цельной. Поэтому-то и нельзя кратко описать весь аскетический путь поста, не разбивая эту цельность отдельных его элементов. Остановимся лишь на одном.

Мытарь-и-фарисей.jpg

Изрядное количество места протоиерей Александр Геронимус уделяет фарисеям. Меня — еще до его книги — тоже всегда удивляло, почему Христос милует многих и многих грешников, но так непримиримо относится к фарисеям. В книге отца Александра есть ответ (неполный только в силу того, что Священное Писание неисчерпаемо) на этот вопрос. Он очень тонко анализирует саму сущность фарисейства, присущую, к сожалению, и каждому из нас. Говоря, например, о священнодействии пострижения в великую схиму, отец Александр указывает, что постригаемый произносит обет отречения от злого и доброго. Для христианина это кажется нонсенсом. И возникает вопрос: от какого «доброго» отрекается в данном случае человек? И речь в данном случае идет о неких «внутренних ценностях», которые «мы воспринимаем как благо, как добро, — мы от них не страдаем, мы их наращиваем, мы ими живем». И это действительно — доброе не в каком-то переносном смысле. Но это добро — человеческое. И оно-то, столь чтимое фарисеями, и составляло «самость», служило и служит «самости» человека.

Автор пишет далее, в другом месте: «Пока у человека не разрушена самость, при всем том, что по наружности он может сам себе казаться хорошим, другие его могут хвалить в духовном плане, он служит себе, а не Богу». «Это различие между праведностью и святостью, иногда до противоположности между ними», — пишет протоиерей Александр Геронимус. Фарисейство — это как раз и есть “упоение” добром, но таким, которое, не переставая при этом быть добром (!), все же уводит от Бога».

Заканчивается книга беседами о Страстной седмице, где вообще важен каждый абзац. Главная же мысль этих последних бесед та, что если в течение поста главным «объектом» для человека является его душа, для которой он просит у Бога покаяния, то на Страстной седмице человек уже отвлекается от собственной души и становится сошественником Христа на Голгофу. Осмыслить этот Голгофский путь — уже дело читателя.

43.jpg

Об авторе книги

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ГЕРОНИМУС (28 сентября 1945 — 21 июля 2007) — российский священник и православный богослов.

Окончил механико-математический факультет МГУ (1968). Кандидат физико-математических наук (1971), специалист в области алгебраической геометрии и теории представлений.

В 1979 году рукоположен в иереи архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом. В 1983 году окончил Московскую семинарию. Кандидат богословия.

Служил в городе Старый Оскол, затем был назначен настоятелем храма в селе Малакеево Вейделевского района Белгородской области. После того, как в 1989 году деревянная церковь сгорела, организовал возведение нового храма во имя святителя Митрофания Воронежского. После завершения строительства в 1994 году переведен в село Дуброво Наро-Фоминского района Московской области, где восстановил полуразрушенный храм во имя Димитрия Солунского. Награжден многими церковными наградами и отличиями, в том числе медалью преподобного Сергия I степени (2004).

Богословские интересы протоиерея Александра Геронимуса были сосредоточены, главным образом, в области христианской антропологии. Неоднократно выступал с докладами на внутрицерковных и научных конференциях. Работы отца Александра Геронимуса посвящены проблеме исихазма, богословским взглядам преподобного Максима Исповедника, взаимоотношениям Православия и науки.

Николай Дегтерев / Православное книжное обозрение, №68