Путешествие в Киев, «второй Константинополь»

  • Автор обзора:

Спиртус В.Б. Монастырские очерки.
М.: Информационно-издательский центр «К свету», 2019. 160 с.: ил. 
Паломничество в Киев, этот «второй Константинополь» и «новый Иерусалим», как его называли в старину, к святыням русского христианского изначалья, к истокам нашего монашества, к реликвиям и достопамятностям малороссийского и имперского периодов городской истории… Какой православный в России не мечтает об этом или хотя бы иногда не задумывается о таком путешествии? Не так уж и давно Киев был одним из главных центров притяжения богомольцев со всей Руси. 

А ныне молодое поколение православных в России много ли знает о киево-печерских отцах, о киевских митрополитах-святителях, о древнем подвижничестве и новой святости Киевской земли? Да и о самой истории этого русского «отрезанного ломтя» имеет уже, кажется, смутные представления. На слуху у нового поколения лишь Киев майданный, отнимающий храмы и монастыри у православной Церкви, враждующий на русский мир. 

Меж тем если и остается что-то, соединяющее Русь южную и Русь северную в духовно-культурную цельность, то это именно Церковь, вера православная, «смиренный русский Бог», а зримые стежки, которыми стянуты края Руси Великой и Малой, – те самые паломничества, «хождения» в обе стороны на поклонение общим святым. И если затруднены сейчас эти богомолья в реальном пространстве, то заменить их, хотя бы временно, могут такие книжки, как эта. 

«Монастырские очерки» – рассказ об «отеческих гробах» православного Киева, от коих изливается дух живой, благодатный. Не о мертвых камнях, слагающих прекрасную архитектуру, но о вере, намолившей и продолжающей намаливать городские обители, загородные пустыни, скитские храмы. О соединении в этих обителях, пустынях и скитах древней святости, нового подвижничества и усердной веры, возрожденной в сердцах наших современников. Ведь без богомольцев и приложения их малой веры и молитв к ладану уже состоявшейся святости – благоухание этого фимиама тает и утаивается, ибо – для кого ему быть? 

Беллетризованный путеводитель, литературно-художественный гид, виртуальное путешествие в очерковом жанре – так можно назвать эту книжку. Очень удачный, надо заметить, жанр, выбранный автором для передачи и непосредственных впечатлений от богомолья, от соприкосновения со святынями, и необходимой исторической информации, и духа эпохи – 1990-х годов, когда многое уже не в руинах, но до налаженного бытия церковного еще ой как далеко, когда идет полным ходом восстановление – одновременно и храмовых зданий, и зданий веры в душах человеческих. 

Паломническая группа из России под водительством батюшки, не названного по имени, да, впрочем, это и не важно, странничает по киевским монастырям: древней Лавре, обителям, основанным в XVII, XVIII, XIX столетиях киевскими митрополитами, преподобными старцами, благочестивыми женами… Ходят пешком, ездят на автобусах и троллейбусах, живут в гостинице, встречают в монастырях словоохотливых и добродеющих батюшек, монахинь, послушников. 

Слушают их рассказы, выспрашивают о виденном, делятся мыслями о временном и о вечном, напитываются благодатью монастырских служб. «Экскурсоводы» повествуют об основателях и строителях монастырей и пустынь, об истории чтимых и чудотворных икон, о знаменательных случаях. То, что в обычном путеводителе выглядит сухо и скучно, здесь подается вкраплениями в разговоры, небольшими фрагментами, так что читатель не успевает заснуть. Оживляют рассказы наблюдения автора за юным паломником Алешкой: его непосредственные реакции, простодушные вопросы и реплики «устами младенца».

В очерках сплетается святость старинная и современная, подвижничество былых столетий плавно переходит в чудеса и чудесные картинки из не столь давних времен и нашей эпохи. Преподобный, приручивший буйного бычка и ездящий на нем, как на смирной лошадке, сидя в возке спиной к бычку, ничем не понукающий его, – чем не образ из древних житий? Или таинственная Монахиня, входящая в икону Богородицы в храмовом иконостасе – не напоминает ли рассказ из Киево-Печерского патерика о голубе, вылетавшем из одного настенного образа и исчезавшем в другом? 

В очерках можно найти исторические справки, эпизоды житий, живые свидетельства о чудесах, неизвестные даже многим церковным людям факты. «Я слыхал, что есть архангел, помогающий в работе…» – «Да, помощи в трудах во славу Божию надо просить у Архангела Иегудиила. Мало кто это знает и еще меньше тех, кто просит…» Еще: «…князь Андрей Боголюбский, прозванный Китаем. Это татарское слово означает “крепость”…» – отчего произошел в Киеве топоним Китаево, где находится Китаевская Троицкая пустынь. А многие ли в России слышали об инокине Анастасии – великой княгине Александре Петровне Романовой, единственной представительнице царской династии, принявшей (добровольно) монашеский постриг? Местночтимая киевская святая, основательница Свято-Покровской обители, она – «достойная пара новомученице великой княгине Елизавете Федоровне». 

Есть в очерках и добрый юмор, относящийся главным образом к нашему расхристанному, маловерному и горделивому времени. «Почему музей-заповедник? Здесь что, зверей разводят?» – спрашивает про Лавру Алешка. «Глубоко верующих поди осталось не больше, чем лосей», -- вздыхает батюшка. «Раньше ученых людей было мало, а умных много. Теперь ученых много, а умных не видать…» – афоризм лаврского схимника. 

Нередки разбросанные по книге мысли богословского свойства, христианский «многоценный бисер». «Если не узрим сердцем на земле Бога, то и в небе Его не увидим…»

Несмотря на то что очерки писались два десятка лет назад, авторские наблюдения могут быть полезны для тех, кто только планирует свое паломничество. «Китаевские пещеры дают представление о том, как выглядели когда-то знаменитые лаврские: узкие проходы, земляные стены и лежанки…»

Главное же содержание этой книги можно выразить словами автора в одном из очерков: «Простота и серьезность здешнего уклада монашеской жизни, благоговейность, смиренность и доверчивость Святой Руси, каким-то чудом уцелевшая в этих старушках, неутомимо кладущих поклоны, возрожденная в этих светлых юношеских лицах…»
  
И так нужно, сердечно, актуально звучат в книге простые слова священномученика митрополита Киевского Владимира, убитого у стен Лавры в 1918 году: «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южнорусской Церкви от единой православной Российской Церкви…» Как невозможна, абсурдна и мысль о том, что Киев и его святыни доступны для большинства из нас теперь лишь в таком виртуальном формате. 

Хочется надеяться, что это литературное путешествие с прекрасными фотографиями станет когда-нибудь для читателей книги отправной точкой киевского паломничества в реальности. 

Заставка - fotokto.ru