Радость общения с Богом

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Андрей (Конанос), архимандрит. Христос – это свобода!
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 320 с.


Издательством Сретенского монастыря в 2019 году выпущена новая книга знаменитого современного православного миссионера, хорошо известного российскому читателю, архимандрита Андрея (Конаноса). Книга состоит из 29 бесед автора, охватывающих широкий спектр вопросов, посвящённых церковным проблемам.

Сборник имеет гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви». В предлагаемом издании известный греческий проповедник красивым живым языком и в то же время простыми, понятными словами, с привлечением наглядных примеров из приходской жизни, патериков, житий святых, объясняет важнейшие для человека вопросы, раскрывает глубинные смыслы.

Открывает сборник тема «Быть с Богом», в которой архимандрит напоминает, что Господь создаёт нас с «невероятным и превосходным предназначением – познать Христа», при этом «повседневность не мешает нам почувствовать Господа, достаточно лишь иметь чистую и спокойную совесть, мир в душе, иметь Христово благословение в повседневной жизни».

Пастырь неоднократно предостерегает от распространённого заблуждения, заключающегося в чёткой разделённости, раздвоенности нашего бытия, когда мы считаем, что в определённые моменты близки Христу (во время литургии, молитв, чтений духовных книг), а большую часть жизни – мирским заботам.

Важно помнить, что «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). С нашей стороны средством восхождения к Богу является искренность, неподдельный поиск Бога. При этом видение лица Христа, осязаемый опыт приходит через отношения с близкими, «то есть мы не можем обойти своего брата и пойти прямиком ко Христу». Отец Андрей цитирует слова святого Силуана: «Для того, чтобы почувствовать Христа, существует удивительный критерий – это любовь к врагам».

Архимандрит справедливо указывает на следующий факт: «Многие люди чувствуют Христа, но больше всего те, кто испытывает боль. <…> Все испытывают боль, нет человека, который не испытывал бы боли, однако не все видят Христа, потому что боль не приносит плода, если ты не примешь этот Божий дар со смиренным расположением. <…> Почти естественно видеть чудо во время таинства. А видеть Христа в своей личной боли – это потрясающее чудо, это парадокс». Он также отмечает: «В душе у тебя есть такое пространство, которое предназначено только для Христа, и, если Христос увидит тебя готовым, смиренным, что ты трудишься честно там, где ты есть, Он придёт и найдёт тебя».

В последующих беседах анонсируемой книги отец Андрей затрагивает вопросы, актуальные, значимые для наших современников: об одиночестве, доверии, воспитании детей, молодёжи, главных признаках правильной духовной жизни, аскезе, посте, молитве, благодарности и других.

В беседе «Лёгкая жизнь затрудняет путь ко Христу» отец Андрей вразумляет, напоминая, что «недостаточно принять ту радость, которую даёт тебе Христос, но нужно ещё и научиться правильно удерживать эту радость». А мы, находясь в комфортном, расслабленном состоянии, при отсутствии внимательного отношения к себе, легко начинаем грешить. Если наша жизнь не сопровождается правильным отношением к Богу, памятью о нашей связи со Христом, прославлением, благодарностью Господу, то множество даров может оказаться неполезным для нас и потребуется духовное стимулирование, в качестве которого подчас выступают страдания, пробуждающие душу.

Чтобы иметь живую связь с Богом следует, используя аскезу, заставлять свою душу бодрствовать. Смирение – это состояние, в котором мы легче можем почувствовать Бога. Конечно, не следует забывать, что оправдывают не наши дела, а любовь Христова, но трудиться духовно необходимо. Как отмечал святитель Пётр Афонский, «Бог спасает нас не без нас», то есть требуется сотворчество, синергия Создателя и человека. Ещё в IV веке святитель Кирилл Иерусалимский писал: «Дело Бога – предложить Свою благодать, дело человека – принять и хранить эту благодать».

Все представленные в сборнике беседы архимандрита Андрея (Конаноса) пронизаны темой Христоцентричности. Как отмечает богослов, важна такая «экклезиология, в центре которой стоит личность Христа и наша связь с Ним». Со Христом мы встречаемся в Евхаристии, и это самая главная встреча. «Великая дело – чувствовать, что Господь пребывает на святой литургии». А когда мы отдаляемся от литургии, вера остывает. Чтобы войти в Церковь и спастись, нужно смирение. И от свободного выбора человека зависит его жизненный вектор и существует опасность, на которую указывает отец Андрей: пройти «мимо своего спасения».

Одна из тем бесед звучит как актуальный во все времена призыв – «Научись любить».

«Независимо от того, что делают другие. Научись, подобно Богу отдавать. Научись сиять, как солнце. <…> Питайся от источника, который внутри тебя. <…> Да даст Бог силы».

В беседе «Христос – это свобода!», давшей название книге, содержатся следующие размышления греческого проповедника: «Думаю, слова "нажим" и "Христос" несовместимы. Если чувствуешь, что на тебя давят, когда делаешь что-нибудь, этого делать не стоит. Христос – это свобода! Если ты постишься под чьим-нибудь давлением, тогда не стоит и поститься. Если ходишь в церковь под давлением, Христос опечаливается. Или если с трудом встаешь, чтобы помолиться, то Бог от тебя не хочет этого насильно. Старец Порфирий говорил: "Богу не нужна барщина", <…> Он хочет свободы, радости. <…> Христос хочет малого, но от всего сердца!».

Далее отец Андрей продолжает наставления, необходимые для становления духовной жизни: «Но пока ты не начнёшь принуждать своё "я", оно будет тебя принуждать. <…> Так что выбрось своё "я", чтобы найти своего Бога. Выбрось своё "я" и знаешь, где его найдёшь? В объятиях Бога! <…> Твоя жизнь изменится. <…> Давайте и мы станем распахнутым объятием, и как Бог к нам относится, так и сами будем относиться к другим: возлюбим, примем свободу другого, простим его и будем ждать. Люди вокруг изменятся…».

Рассуждения нашего современника, знаменитого греческого миссионера созвучны высказыванию одного из наиболее почитаемых русских святых, преподобного Серафима Саровского, сказавшего в XIX столетии: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».

Ознакомление с беседами архимандрита Андрея (Конаноса) о пути к Богу и радости общения с Ним может представлять интерес как для человека, давно живущего церковной жизнью, так и для того, кто только начинает обретать веру.