Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

Радостная надежда святого

  • Автор обзора: Мария Хорькова

«Надеждинская надежда : Жизнеописание, письма, наследие и документы архивно-следственных дел священномученика Василия Надеждина». Ковалева И.И.
М.: ПСТГУ, 2022. – 664 с., ил.


Авторам удалось сделать книгу не только содержательной, но и увлекательной, несмотря на сложную тему и объем в более чем 600 страниц. Во многом благодаря тому, что ее герой был наделен живым характером, наблюдательностью, способностью к рефлексии и очевидным даром слова. Этот талант, по-видимому, был наследственным, — такой же живостью выражения мысли обладал и отец священномученика: с его слов начинается рассказ об истории семьи Надеждиных, среди которых было немало церковнослужителей. Счастье, что так много из их письменного наследия сохранилось для потомков.

Пастырское служение священномученика Василия (1895-1930) пришлось на 1920-е годы — время общественно-политических потрясений и гонения на христиан в России, поэтому история жизни святого тесно переплетена с историей Православной Церкви и Отечества начала XX века. «Мы воспитывали вас больше сердцем, нежели разумом. По нынешнему времени это непрактично. Положим, своею большою чувствительностью вы ближним не приносите несчастья, а страдаете сами больше, переживая все сильнее. Теперь нужны более сильные и крепкие сердца и большее присутствие рассудка», — говорил в 1909 году отец новомученика детям, как бы предчувствуя приближение годины испытаний.

Вместе с Василием Надеждиным через его письма читатель переживает революцию, Первую мировую и гражданскую войны, гонения на верующих, церковные расколы 1920-х годов. Несмотря на то, что ухудшение положения верующих было очевидно еще во время учебы Василия в семинарии, он твердо держался своего намерения стать священником и вести богословскую работу. Во многом он осуществил свои замыслы, собрав вокруг себя верующую московскую молодежь, а также успев реализоваться как семьянин — за десять лет жизни с супругой Еленой родилось пятеро детей, при этом жена была верной соратницей мужа и после его смерти старалась продолжить его служение.

Переписка священномученика Василия дополнена его научной биографией, составителем которой выступила сотрудница Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Ирина Ивановна Ковалева. Благодаря ее усилиям мы видим жизнь священномученика как часть истории страны и Церкви, вписываем ее в более широкий контекст. Научным редактором выступил доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор, священник Александр Мазырин.

Важная часть книги — сохранившиеся проповеди, научно-богословскими доклады и даже курсовые работы. Это интересные примеры как богословской мысли первой половины XX века, так и искреннего, небанального и глубокого осмысления актуальных и острых проблем, таких как соборность Церкви или значение искусства, аристократии и демократии.
Ценностью издания являются, безусловно, документы из следственного дела отца Василия. Они ясно показывают его мысли и действия во время следствия, а примечание, оставленное после основного текста допроса, звучит как манифест:

«Когда у нас затрагивался вопрос об исповедничестве, т[о] е[сть] о возможности примирения верующих с окружающими условиями, то здесь я проводил такую точку зрения: есть пределы (для каждого различные), в которых каждый христианин может примиряться с окружающей его нехристианской действительностью; при нарушении этих пределов он должен уже примириться с возможностью и неприятных для него лично изменений условий его жизни, иначе он не есть христианин. Христианином надо быть не только по имени».
Жизнь отца Василия не разошлась с его убеждениями — он закончил свою жизнь как мученик. Находясь под следствием в Бутырской тюрьме отец Василий встретился с отцом Сергием Мечевым, которого хорошо знал. Их беседа продолжалась несколько часов. Позднее отец Сергий говорил о том, что отец Василий был уже готов предстать пред Господом.
О той же готовности свидетельствует и прощальное письмо новомученика жене, полное радостной «надеждинской надежды», несмотря на ясное понимание тяжести обстоятельств: «Как ярко вспоминаю я наш уют, наш светлый мир, наше семейное счастье, тобою созданное и украшенное! Десять лет безоблачного счастья! Есть что вспомнить! есть за что следует горячо благодарить Бога. И мы с тобой должны это сделать… во всяком случае — и в том, если ты уже меня не увидишь на этом свете… Да будет воля Божия! Мы дождемся радостного свидания в светлом царстве любви и радости, где уже никто не сможет разлучить нас, — и ты расскажешь мне о том, как прожила ты жизнь без меня, как ты сумела по-христиански воспитать наших детей, как ты сумела внушить им ужас и отвращение к мрачному безбожному мировоззрению и запечатлеть в их сердцах светлый образ Христа.
Прошу тебя, не унывай, я буду с тобой силою моей любви, которая “никогда не отпадает”. Мое желание: воспитай детей церковно и сделай их образованными по-европейски и по-русски; пусть мои дети сумеют понять и полюбить книги своего отца и воспринять ту высокую культуру, которой он дышал и жил. Приобщи их к духовному опыту и к искусству, какому угодно, лишь бы подлинному. Кто-то из моих сыновей должен быть священником, чтобы продолжать служение отца и возносить за него молитвы. Ведь я так мало успел сделать и так много хотел! Элинька, милая моя! Если бы ты знала, если бы знали люди, как мне легко было любить и как я был счастлив чувствовать себя в центре любви, излучающейся от меня и ко мне возвращающейся. Как мне сладко было быть священником! Да простит мне Господь мои слабости и грехи по вашим святым молитвам! Благодарю тебя за твою музыку, за музыку души твоей, которую я услышал. Прости, родная! Мир тебе. Люблю тебя навсегда, вечно…»

Книга издана в рамках серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», главным редактором которой является ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.

Журнал «Православное книжное обозрение»