Радуйся, Благодатная!

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

Архимандрит Василий (Бакояннис). Радуйся, Благодатная!


«Радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою!» - такими словами приветствовал Архангел Гавриил Пречистую Деву Марию, когда возвещал Ей о рождении от Нее по плоти Сына Божия (Лк.1:28). «Радуйся, Благодатная! Через три дня Ты покинешь этот мир. За Тобой придет Твой Сын и возьмет Твою душу» - эти слова, по Преданию, услышала Пресвятая Богородица также от Архангела Гавриила за три дня до Своего Успения. А после вновь взывали ангелы, сопровождая душу Божией Матери до врат Небесных: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!» И сегодня, когда весь христианский мир торжественно празднует день светлого Успения Божией Матери, мы предлагаем вашему вниманию книгу архимандрита Василия (Бакоянниса), которая вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря. Она так и называется - «Радуйся, Благодатная!»


Автор этой книги, архимандрит Василий (Бакояннис) — известный в Греции православный писатель — популярно излагает учение Православной Церкви о Богородице на основании Священного Писания, свидетельств святых отцов и церковного Предания. Кроме того, он рассказывает о небесной помощи Матери Божией людям и Ее ве­ликом почитании в православном мире. В предисловии отец Василий пишет: «В этой книге, посвященной нашей Матери и Матери нашего Господа, мы будем удивляться равноангельной жизни Пресвятой Богородицы. «Радуйся, ангельское житие являющая». Мы с удивлением будем постигать, насколько это для нас возможно, Ее душевную красоту, эту «глубину, неудобозримую и ангельскима очима». Увидим мы и много другого, чудесного и удивительного, поражающего наше воображение».

По мнению автора, «необходима духовная жизнь, и весьма напряженная, чтобы вос­принять житие Божией Матери пра­вильно, иначе мы подвергаемся опас­ности неправильно Ее понять или умалить Ее величие. Почитают Матерь Божию в должной мере и подобающим образом те, кто действительно считают себя грешными. «Душа моя в страхе и тре­пете, когда размышляю о славе Божией Матери», - говорил старец Силуан Афонский. Только святые достойны отверзти свои уста и говорить о Пресвятой Богородице подобающе. Лицу Твоему помолятся богатии людстии (Пс. 44, 13), то есть богатые Божественной благодатью, святые Божии». Однако к приобретению такого богатства призваны все, т.е. и мы с вами. Всем говорит Иисус Христос: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).


А вот что возвещают слова, которые мы слышим на Всенощном бдении Богородичных праздников: «Отверзу уста моя, и наполнятся духом, и слово отрыгну Царице Мате­ри». Под «устами», по словам автора, подразумеваются духовные уста, уста души (разум), ко­торые отверзаются постом и молит­вой. И когда откроется (очистится) разум, тогда он исполнится Святого Духа. «И слово отрыгну Цари­це Матери» и тогда «духоносные уста» сами будут источать слова во славу Ца­рицы, Матери Божией, по псалму: От­рыгну сердце мое слово благо (Пс. 44, 2)». В этой книге автор собрал некоторые изречения святых отцов, относящиеся к Матери Господа нашего Иисуса Христа, и, несколько видоизменив их, предлагает читателям, что­бы ощутить, хотя бы в малой сте­пени, бездонную глубину Ее величия».

Вся книга делится на две части. В первой автор рассказывает о земной жизни Пресвятой Богородицы до Ее славного Успения. Повествуя о Рождестве Девы Марии, автор отмечает, что «это был плод великой веры Ее родителей. Это был плод из поста и молитвы. Ее рождение было чудом!» Но не только чудом было рождение Богородицы, но и вся Ее последующая жизнь. Как поется в одном из тропарей праздника на Введение во храм: «Странное Твое рождество есть, странен образ возращения Твоего, странна и преславна Твоя, Богоневесто, вся». Открыв эту книгу, читатель узнает, как воспитывалась Богоотроковица в родительском доме, а потом в храме, где жила с трехлетнего возраста. И вот что, в частности, автор пишет о чуде воспитания Пречистой Девы: «Маленькая Мария в Своем доме не видела ни ругани, ни притеснений, жила свободно и радостно. Новый дом (храм) был Ей неведом. Есте­ственно было бы для Нее не остав­лять теплых объятий отца и матери, а если бы Ее стали разлучать силой — плакать, кричать и брыкаться, как это бывает с обычными детьми».

«Но, как отмечает автор, - Своим поведением Она удивила всех! Почему? Потому что Она была столь же ве­лика в Своем духовном возрасте, сколь мала в телесном. Будучи трехлетней по времени жизни, Она достигла со­вершенства по благодати. И этим ве­личием в значительной степени Она была обязана Своим родителям. Они говорили Ей: «Сначала Бог, а потом мы; прежде храм, а потом уже наш дом». Так создавалось чудо — Пресвя­тая Богородица!» А потом «Она жила в храме с трех до пятнадцати, двенадцать лет, все Свое детство! Один только этот факт, - говорит отец Василий, - то есть что девочка с трех до пятнадцати лет жила в храме, должен поразить нас! «Странна преславна Твоя (чудеса), слово превосходяща и помышление, Пречистая», - поется в праздник Введения во Храм. «Рождается же Она в доме Божием, — отмечает прп. Иоанн Дамаскин, — и утучненная Духом, как плодовитая маслина, Она сдела­лась жилищем всякой добродетели, устранив ум от всякого житейского и плотского пожелания и таким об­разом сохранив девственною душу вместе с телом». Чтобы быть го­товой стать Матерью Господа!» Об этом ранее пророчествовал Давид, и мы слышим его пророчество на утрени Богородичных праздников, перед чтением Евангелия.

После того, как закончились дни пребывания Девы Марии в храме Божием, Она попала в дом к Иосифу Обручнику, и там было возвещено Ей о рождении от Нее по плоти Сына Божия. Рождество Христово, Обрезание и Сретение Господне, бегство в Египет – всё это нашло свое отражение в книге, причем автор описывает не только сами события, но и объясняет их духовный смысл. Затем следует небольшой рассказ о том, как «Христос вышел на Свою уникальную в истории проповедь», а Пресвятая Богородица «оставила Свой дом и посвятила Себя служению Своему Сыну. Она следовала за Ним в Его утомительных путешествиях и помога­ла Ему во всем». После Крестной смерти Спасителя, после Его славного Воскресения и Вознесения, Матерь Божия жила в доме апостола Иоанна Богослова. Как пишет автор, «славное вознесение на Небо Ее Сына стало для Пресвятой Богоро­дицы поводом усилить аскетические подвиги, и особенно молит­ву. Однако Ее милостивое сердце не ограничивалось молитвой, но было открыто всему миру. Ночь Пресвятая Дева посвящала общению с Богом, а день — общению с людьми. Она спешила к бедным, сиротам, вдовам, скорбящим и чего только не делала для того, чтобы их утешить. И это Ее великое милосердие трога­ло даже каменные сердца».

Но, стоит вспомнить слова псалмовевца, который говорит: «кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Пс. 88, 49). Так и «Дева, будучи смертным человеком, приближалась к естественной смерти. Время Ее отшествия приблизилось». Повествуя об этом событии, автор называет его Таинством. В песнопениях праздника Успения Пресвятой Богородицы есть такие слова: «Вся паче смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистотою запечатана и девством хранима». Все, что происходит с Девой, неизъяснимо, «паче смысла», то есть выше нашего понимания. Как мать родила Ее в старости, как Сама Богородица зачала «бессеменно» Сына и ро­дила Его «без нетления». Венцом этих таинств было Ее Успение, «конечное елико на Ней таинство». Почему же Ее Успение следует считать таинством? Не было ли оно для Нее, как для человека, чем-то естественным?»

На эти вопросы, которые нередко задают неверующие люди, автор отвечает: «Смерть — это горький плод греха. Но Дева не согрешила даже в мыслях. Причем не только не согрешила, но и носила в Себе победителя смерти Иисуса Христа, а значит, не должна была умереть. «Как может поглотить Деву смерть?! Как ад может Ее принять?!» — спрашивает прп. Иоанн Дамаскин. Итак, и смерть, и ад были чужды Ей. Тем не менее Пресвятая Богоро­дица умерла! «О дивное чудо! Источ­ник Жизни во гробе полагается». И это было последнее Ее таин­ство. Более подробно об этом читайте на страницах книги. Вторая ее часть помогает понять читателям, каким образом Дева Мария очистилась от прародительского греха, как сохранилось Ее девство, даже по рождении Божественного Сына, какие испытания пришлось пережить Ей во время Ее земного пути. Здесь же читатели найдут размышления автора на тему, которая породила немало споров – это безгрешность Богоматери.


Завершает эту книгу слова о небесной помощи Матери Божией людям и Ее великом почитании в православном мире. И возвращаясь к сегодняшнему празднику, вспомним слова тропаря: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице». Какая связь девства с неоставлением мира? – спросите вы. Первое есть таинство, а второе? И второе, - говорит отец Василий, - таинство. По­тому что все со смертью оставляют этот мир, а Богородица, напротив, осталась в мире. «Госпожа и бли­стательная Царица Небесных Сил, Пресвятая Богородица не здесь, Она в суетном мире помогает тем, кто призывает Иисуса Христа и Ее пречистое имя», — сказали обитатели рая преподобному Андрею, Христа ради юродивому, который, подоб­но апостолу Павлу, был восхищен в рай». «Блажен христианин, который все свои надежды возложил на мило­сердную Богородицу, ибо он не будет посрамлен в своем уповании». Потому как «Она слышит нас и молится, а Господь из уважения к Ней испол­няет все Ее просьбы».


Телеканал "Союз"

 

Теги: