Размышляя над Евангелием

  • Автор обзора: Николай Дегтярев

Рецензия на книгу митрополита Калужского и Боровского Климента «Действуй сегодня»


Что стоит в центре жизни православного христианина? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден — Христос. Однако такая очевидность — лишь кажущаяся. То есть никто, конечно, с этим не спорит, но — как понять, Христос ли в центре моей жизни или что-то иное? Ведь современные христиане, в отличие от апостолов, не могут сказать про себя: мы веруем в то, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши (1 Ин. 1:1). Христос действительно пребывает в Своей Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20), однако, если пользоваться философской терминологией, «форма» этого пребывания может быть различна.

Прежде всего, Христос пребывает, конечно, в Евхаристии — средоточии жизни. Однако сама практика причащения показывает, что это событие даже для тех, кто причащается регулярно и часто, не является (и как величайшее чудо не может являться) чем-то повседневным, обыденным. А есть ли нечто такое, что, не выходя за границы повседневности, тем не менее как-то связывает человека со Христом? Думается, что, прежде всего, это — чтение Евангелия.

«Ум должен плавать в Священном Писании», — учил преподобный Серафим Саровский. Для достижения такой цели в Церкви очень распространена практика ежедневного чтения Евангелия и размышлений над недавно прочитанным (и перечитанным). Последнее слово не случайно: перечитывая Евангелие, христианин каждый раз открывает для себя нечто новое, какая-то грань простого (на первый взгляд) священного текста начинает светить ему по-другому — «в меру духовного преуспеяния». Именно поэтому в святоотеческой литературе так распространены толкования на Евангелия: это не просто повтор и компиляция предшественников. Это каждый раз свой взгляд на Слово Божие и на то, о чем это Слово может рассказать.

Книга митрополита Калужского и Боровского Климента «Действуй сегодня» является такой попыткой осмыслить Священное Писание, исходя из реалий сегодняшнего дня. 

В центре этой книги не евангельские события, а притчи Христовы. В самом начале автор разграничивает «два рода поучений, различаемые в греческом тексте Библии»: это «паримиа» — «афоризм, выражающий краткую форму благочестивой жизни», и «параволи» — собственно притча в нашем понимании, «повествование с законченным сюжетом, раскрывающее неочевидное понятие, труднообъяснимую закономерность на простых примерах и образах». Размышляет сам автор над «параволи» — притчами Христа, присутствующими в Евангелии.

Однако книга «Действуй сегодня» — это не толкования на притчи в собственном смысле слова. Тексты притч не объекты, которые различными способами исследуются автором, а скорее материал, на основании которого он строит свои размышления. Притчи дают изначальный импульс, некий посыл, который уже на материале современной (впрочем, не только) жизни реализуется митрополитом Климентом в форме, больше всего напоминающей проповеди.

По сути, каждая отдельная статья книги — это проповедь, которая пытается соединить священный текст с реалиями современной жизни. (Большинство проповедей и строятся именно по такому принципу.) Читатель может подумать, что это очень простая форма высказывания. Однако для того, чтобы проповедь «получилась», нужно знать, что с чем и как соединять. А это весьма непростая задача. 

Чтобы показать, как строятся статьи-проповеди в книге митрополита Климента, попробуем взять одну из них и посмотреть, каким же образом содержание здесь развертывается в соответствующую ему форму. Одной из центральных статей книги является «Действуй сегодня», по которой весь труд, по-видимому, и назван. Обратимся к ней.

Начинается статья следующими словами: «В человеке всегда есть внутренняя интенция. Пусть и неосознанно для него самого он обращен или к Богу, или в противоположную от Него сторону». Такое начало, конечно, сразу помогает читателю задать себе главный вопрос: а как же тогда сознательно понять (и решить!), куда же я обращен, в какую из этих сторон? Но и помимо этого, такое начало — если учесть, что книгу может прочитать и человек совсем не верующий — вводит читателя в область христианской антропологии: человек тут «интенционален», совершенно очевидным образом зависим от Бога, само движение его внутренней жизни определяется отношением к Богу. Для человека, равнодушного к религии, это утверждение может показаться спорным, однако начало статьи определенно указывает на то, что дальнейшее изложение адресовано людям, для которых жизненно важно их отношение к Богу. 

Разнонаправленность движений человеческой души, указанная в начале, подсказывает, что материалом для дальнейшего изложения может послужить притча о двух сыновьях (Мф. 21:28-31), один из которых в ответ на просьбу отца пойти поработать в винограднике сказал: «Иду», — и не пошел, а другой, ответив: «Не хочу», — позже раскаялся и пошел. 

После пересказа самой притчи автор обращается к ее истолкования относительно окружения Христа (и вообще той ситуации, которая описана в Евангелии). Так, он говорит, что «в образе сына, который только на словах обещал, но на самом деле не исполнил волю отца, фарисеи узнавали себя»: зная закон, они как бы повиновались Богу («иду, государь»), но в действительности не шли за Ним. «Блудники же и мытари» в этом случае говорили «не хочу», но позже, раскаявшись, шли. 

Эта часть еще не выходит на рамки «общепринятых» толкований. Вес данной статье добавляет восклицание, вложенное автором в уста современного человека: «Я и отпетый грешник, наподобие мытарей и блудниц, и мнимый праведник, как фарисеи. Все перемешано в моей душе. Вижу себя среди тех и других!». Действительно, в Евангелии мытари и фарисеи разделены очень четко, там как бы нет смешанных типов. В жизни же — если мы посмотрим на нее в психологическом фокусе — такого разделения нет, особенно это разделить в себе не может каждый отдельный человек. Мытарь и фарисей живут в каждой душе, соответственно, и отличия их (и соответствующую духовную борьбу) нужно искать в нюансах, более тонких вещах, относящихся к религиозной жизни.

Соответственно, и митрополит Климент предлагает человеку прежде всего «самоопределиться»: «Декорации, антураж, костюмы — все меняется, а проблема номер один остается: как человек самоопределяется перед лицом Бога». Дальнейшее изложение — как раз попытка на конкретных примерах показать это самоопределение, узнать в конкретных жизненных ситуациях ту фарисейскую или мытарскую внутреннюю сущность, с которой человеку и предстоит «работать». Вместе с тем при обращении к современности автор делает и обобщения на языке современной психологии: «Отличие между сыновьями в разнице между “казаться” и “быть”», — как тут не вспомнить книгу Эриха Фромма «Иметь или быть», где как раз проводится различие между «быть» и «казаться».
Отметим, кстати, две черты стиля митрополита Климента, ярко выраженные в этой книге. Первая — автор желает идти в ногу со временем, активно использует реалии сегодняшнего дня. Так, например, сравнивает искушение, которому подвергается человек от собственной падшей природы с «поиском в интернете»: «При задании в поисковике темы сразу появляется множество предложений, привлекающих внимание, разжигающих интерес, желание отвлечься, “побродить” по ссылкам. Так и бесы подыгрывают в первую очередь тем страстям, которыми мы заражены, всячески стараясь расширить захваченную ими зону, сделать ее неуправляемой». Или же другой пример современной иллюстрации притчи, на границе смешного и серьезного: «Для нашего времени понятным будет другой пример: придет господин и отключит интернет злому рабу, лишит его пароля от вайфая».
Другая черта — автор охотно приводит примеры, ссылается на произведения не только церковной культуры. В книге есть отсылки к Достоевскому, Рембрандту, Рыженко, Тарковскому, Слуцкому, Акутагаве, Шмелеву и так далее. Это взаимодействие церковной культуры, светской культуры, современных реалий и лексики, на наш взгляд, является наиболее логичным, наиболее «попадающим в цель» в деле современной церковной проповеди.

Мы остановились только на одной статье из книги митрополита Климента, чтобы показать стиль размышлений автора и авторского письма. Размышления о других притчах не менее интересны. Просто «прыгать по верхам» в отношении книги «Действуй сегодня» не представляется возможным — слишком уж и примеры, и идеи, высказываемые автором, включены в логику его рассуждений, и вырвать тот или иной эпизод не представляется возможным.

Николай Дегтерев, журнал «Православное книжное обозрение»
«Действуй сегодня». Митрополит Калужский и Боровский Климент
М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. — 288 с.
ИС Р19-818-0688, ISBN 978-5-88017-746-2