Разные немощи да скуки - лени и нерадения внуки

  • Автор обзора: Телеканал Союз

Наша земная жизнь приносит нам не только радости, но и постоянные скорби. Каждый новый день наполнен суетой и однообразными заботами, которые многих нередко ввергают в состояния уныния, недовольства, бессмысленности и безнадежности. «Наша жизнь, - говорит святитель Иоанн Златоуст, — великое искушение». Как тут не загрустить, как не заскучать от такой жизни? «Когда скука бывает, то надо потерпеть, - говорит прп. Иосиф Оптинский, – за грехи посылает Господь». А еще он напоминает, что батюшка Амвросий при скуке говаривал так: «Скука - унынию внука, а лени - дочь; чтоб отогнать ее прочь, В деле потрудись, в молитве не ленись, Скука пройдет, и усердие придет, А если к сему терпения и смирения прибавишь, Тогда от всех бед и зол себя избавишь». Попробуйте применить к себе этот совет и увидите пользу, - заключает свое наставление старец. Эти и другие назидательные слова прп. Иосифа Оптинского собраны в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Введенского мужского монастыря Оптина пустынь и называется – «Разные немощи да скуки - лени и нерадения внуки».

***

Книга «Разные немощи да скуки - лени и нерадения внуки» подготовле­на на основе «Собрания писем Оптинского старца Иосифа», выпущенного издательством монастыря Оптина пустынь в 2005 году. Основ­ная часть писем была адресована насельницам женских обителей. Все письма написаны в период с 1896 по 1911 год. Преподобный Иосиф (Литовкин) был, наряду со старцем Анатолием  (Зерцаловым), ближайшим учеником и преемником велико­го оптинского старца Амвросия (Гренкова), его «чадом любимым». Блаженный монах-прозор­ливец отец  Пахомий  говаривал: «Удивляюсь: отец Иосиф - все равно что отец Абросим». И это сходство было выражением внутренней близости душ ученика и учителя.

Как говорится на сайте Оптиной Пустыни, «путь преподобного Иосифа, (в миру Ивана Ефимовича Литовкина), к Богу начался в детстве. Родился он 2 ноября (ст.ст) 1837 года в доброй, благочестивой и верующей семье в селе Городище, Старобельского уезда, Харьковской губернии. Отец его, Ефим Емельянович, был в своём селе головой, пользовался всеобщим уважением. Мама, Марья Васильевна, была строгой, но справедливой и милостивой. И отец и мать постоянно благотворили беднякам, иногда раздавали милостыню даже в тайне друг от друга, по Евангельскому слову, чтобы правая рука не знала о том, что делает левая. Любили принимать в свой дом монахов, собирающих на обитель, и всегда жертвовали на храм. Отец нередко выказывал желание, чтобы кто-нибудь из его детей посвятил себя Богу.

Родители приучили всех своих детей (а их было шестеро: три сына и три дочери) всегда ходить в храм, молиться и читать духовные книги. Особенно любили жития святых. И второго сына назвали Иоанном в честь своего любимого святого Иоанна Милостивого. Покров этого святого был над Иоанном всю жизнь, и вырос мальчик необыкновенно добрым и милостивым человеком. Уже в раннем детстве он своей нежной и чуткой душой умел чувствовать чужое горе, и по-детски пытался утешить и приласкать страждущего человека. Интересно, что по свидетельствам современников, на всех старцах Оптинских с детства лежала печать избранничества, особого Божия благоволения. Будущий преподобный Макарий слышал слова своей любимой матери, которая не раз говорила о тихом и кротком Мишеньке: «Сердце моё чувствует, что  из этого ребёнка выйдет что-нибудь необыкновенное».

Такие же слова говорили и об остальных Оптинских старцах: про Ивана подобное говорил его мудрый отец, а также его наставник: «Из этого мальчика выйдет что-нибудь особенное». Такие слова и избранность от чрева матери напоминают об игумене земли Русской, преподобном Сергии Радонежском и о преподобном Серафиме Саровском. Другими знаками его избранничества было видение в детстве Божией Матери, после которого ребёнок стал уклоняться от детских игр, и в его детском сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной. Позже, когда прп. Иосиф уже был старцем Оптиной Пустыни и тяжело заболел, тогда его вновь посетила Пресвятая Богородица со словами: "Потерпи, любимче Мой, немного осталось". Неизвестно точно, сколько раз он сподобился посещения Богородицы, потому что, как истинный монах, он скрывал свои дары. Но преподобный Амвросий знал, что его ученику являлась Сама Пречистая Дева.

Возвращаясь к детским годам старца, отметим, что Ваня рано узнал, что такое скорби. Любимая сестра ушла в монастырь, и он тосковал по ней. В четыре года он остался без папы, а в одиннадцать лет умерла, заболев, и мама. Иван и его брат Петя остались круглыми сиротами, и жизнь их круто изменилась. Так что, несмотря на избранничество с детства, а, может, благодаря нему, Господь вёл Ивана путём скорбей. Ему пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки и прочие тяжести, сопровождать обозы с товаром. Он и скитался, падал в обморок от голода, подвергался многочисленным опасностям и искушениям. Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его. С ним был Покров Божией Матери. Постоянной спутницей и утешительницей его была молитва. Мирские соблазны обходили стороной его чистую душу. Когда, наконец, он устроился на хорошее место, к благочестивому купцу, тот был так тронут чистотой и честностью юноши, что решил женить его на своей дочери.

Но Господь призывал молодого человека к другому пути. И он чувствовал это призвание. Поэтому, когда его сестра-монахиня написала ему про скит Оптиной Пустыни, который славился старцами, Иван решил оставить мир и отправиться на богомолье. Сначала собирался он в Киев, чтобы поклониться святым местам. Но Господь властно вмешался в планы юноши и через сестру-монахиню и стариц, духовных чад Оптинских отцов, привёл молодого человека в Оптину. Ему даже нашлись в попутчицы две монахини, которые, приехав в Оптину, первым делом отправились к преподобному Амвросию. Старец, выслушав Ивана, сказал ему: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Так началась монашеская жизнь молодого послушника в Оптиной рядом с великим старцем. Ивану было 24 года, и впереди его ждал иноческий путь длиной в полвека».

Внутренняя жизнь старца была известна лишь Богу и преподобному Амвросию, но, по словам жизнеописателя, «не могли не обнару­живаться внутренние добродетели этой чистой души. Великое смирение и благодатный свет внутренней молитвы озаряли и привлекали к нему сердца людей». Этот благодатный свет исходит и от строк писем святого старца к духовным чадам. А мудрые духовные советы старца могут быть «камертоном» правильной духовной настроенности. Откроем эту книгу и узнаем, к примеру, какими словами прп. Иосиф наставляет пребывающих в немощах и унывающих чад: «Не унывай, но молись Богу и за все благодари Его. Без скорбей и болезни не спастись нам. А за труды Господь не оставит, только делай без ропота. А укоряют - тоже терпи, да Богу молись, да других не осуждай. Почаще старайся молитву Иисусову творить, с ней веселее будет работать».

В другом письме старец пишет: «Лень, равнодушие, нервность - все это вместе покойный батюшка отец Амвросий называл хандрой. Это самое и с тобою бывает от нетерпеливости или за недостатком смирения. Но унывать или поддаваться этому состоянию не надо, а надо стараться переламывать себя». И еще один совет, который также пригодится и всем нам: «Со вниманием совершай утренние и вечерние молитвы, и там ты увидишь, в каких грехах должно каяться на этих молитвах, которых не лишены были и святые. Но они искренно их ежедневно исповедовали Господу в своих утренних и вечерних молитвах. Проси у Господа дать тебе сердце сокрушенное и смирен­ное, тогда и слезы будут. Святые отцы велят сей дар усердно просить у Господа и со своей стороны всячески утеснять тело воздержанием языка, воздержанием чрева, воздержанием в одежде и покое и прочее. Проси на все помощи Божией, и сама не ленись нудить себя на получение смирения, молчания, терпения и прочее».

***

Время старчествования преподобного Иосифа Оптинского пришлось на труднейшее время в истории России - конец XIX - первое десятилетие XX века, - потому советы и рекомендации ближайшего к нам по времени наставника благочестия могут быть приложимы и в отношении ситуаций и людей нашей эпохи. Глубокое смирение, которым исполнены все слова старца Иосифа, по словам издателей, - окажет благотворное воздействие на души читающих и «дух мирен» укрепит их сердца среди тревог мира. Слово преподобного может стать «мерилом праведным», критерием святоотеческой тради­ции, образцом строго церковного подхода к мно­гообразным общественным явлениям и приме­ром пастырского рассуждения об особенностях душ человеческих.


Телеканал СОЮЗ