Ребра северова, град Царя Великаго...
- Автор обзора: митрополит Петрозаводский и Карельский Константин
Предисловие митрополита Константина к последней книге Николая Коняева
Кто бывал на Святой земле, тот знает, что там глубже осмысляется Евангелие, слышнее голос самого Спасителя, а Небеса, образно говоря, – прозрачные.
Но разве Святая земля – земля, где совершался Путь Господа нашего Иисуса Христа, ограничена только территорией современного Израиля? Ведь сказал же Иисус: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4:21).
Новая книга известного петербургского писателя Николая Коняева «Ребра северова» рассказывает о православных святынях русского Северо-Запада.
Словно из шума сосен, словно из плеска бьющихся о береговые скалы волн, из тихого шепота молитв, схожего с шорохом архивных документов, рождаются здешние сказания...
Беломорье, Приладожье и Прионежье дали миру десятки великих святых, просиявших здесь с такой силой, что они неотделимы от северной речи, от строгих, но проникновенно прекрасных пейзажей нашего края.
В советские десятилетия синодик здешних святых пополнился сотнями имен новомучеников Российских, взошедших тут с именем Христа на свою Голгофу.
О многих из них не сохранилось документов, но остались деяния, совершавшиеся в той прикровенной истории, которая открывается читателям книги «Ребра северова».
Первые две части ее построены на рассказе о Тихвинской иконе Божией Матери. Эта «плывущая по воздусем», как бы поддерживаемая лучами валаамского света, икона возникает в 1383 году в небе над Ладогой. Сопровождаемая толпами богомольцев, икона проследовала до берега Тихвинки и опустилась на землю.
Тихвинская икона, помимо многочисленных чудотворений, совершавшихся от нее, почиталась еще и охранительницей северных пределов России.
И еще эта икона обладала поразительным свойством – она всегда уходила из тех мест, где слабла православная вера и на смену братолюбию приходила ненависть.
Так было в Византии, когда икона ушла из Константинополя, так было и у нас, когда икона ушла из России.
Но – слава Богу! – не навсегда!
Мы все были свидетелями этого чуда – чуда возвращения Тихвинской иконы Божией Матери в 2004 году.
История этого чуда тоже запечатлена на страницах книги «Ребра северова».
Органично входят в повествование Николая Коняева и рассказы о других святынях Северо-Запада.
Святая Русь была основана на Господней Любви, воплощенной в жизнь нашими великими святыми. Это удалось им потому, что они сами находились под постоянным попечительством Божиим, поддерживающим в Своих святых избранниках неугасаемый святой огонек этой Любви.
В 1484 году, узрев Великий небесный свет, что сиял в той стороне, где текла Свирь, ушел с Валаама преподобный Александр Свирский, чтобы основать свой монастырь, где возрастет целый сонм карельских святых.
Это и преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские, и святой преподобномученик Адриан Ондрусовский, и преподобный Иона Яшеозерский, и преподобный Киприан Стороженский, рассказы о которых тоже найдет читатель в книге Николай Коняева...
Сам преподобный Александр Свирский, которому посвящена значительная часть книги, едва ли не самая ключевая фигура в истории карельского и всего северного православия…
Он достиг таких высот святости, что ему воочию, как праотцу Аврааму, явились Три Ангела – Образ Святой Троицы.
Царь Давид говорит: «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей его, благокоренным радованием всея земли: горы Сионския, ребра северова, град Царя Великаго» (Пс. 47, 2-3).
Толкователи этого псалма справедливо рассуждают, что под словами ребра северова нужно разуметь гору Мориа (место жертвоприношения Исаака), расположенную на северо-восток от Сиона.
Благодаря великой святости преподобному Александру Свирскому вместе с его учениками удалось раздвинуть пределы города Божия и до нашего русского севера.
Петрозаводская епархия