Река Угра – пояс Богородицы
- Автор обзора: Марина Лебедева
Огненный рубеж: Сборник повестей и рассказов.
М.: Снежный Ком М, 2021. 392 с.
В древнем русском городе Калуге 27 августа 2020 года под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялась историко-литературная конференция, посвященная Стоянию на реке Угре 1480 года. Как известно, именно в результате Стояния Русь, возглавляемая Великим князем Московским и всея Руси Иваном III, обрела независимость от Орды. Участники конференции объездили боевые места. Посетили Владимирский скит Свято-Тихоновой пустыни. Видели большую музейную экспозицию, посвященную Стоянию на реке Угре, диораму художника П.В. Рыженко и один из двух существующих на данный момент в России памятников Ивану III. Кроме того, Издательский совет Русской Православной Церкви провел литературный конкурс, посвященный великому событию конца XV века. Итогом всех этих мероприятий и стал сборник повестей и рассказов «Огненный рубеж».
Вступительное слово принадлежит митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Владыка убежден, что Стояние на Угре – одно из важнейших, но незаслуженно обойденных вниманием широкой публики событий русской истории. Тут и христианский аспект: «Церковь духовно укрепляла великого князя и его воинство для решительной борьбы», и объединение всего русского общества перед лицом общего страшного врага, и столкновение разных цивилизаций, при котором Святой Руси удалось сберечь свои ценности и идеалы. И, наконец, тот факт, что вокруг Стояния на Угре возникло множество мифов. Самый вредный из них – миф о его незначительности: мол, и сражений-то особых не было, так, томительное ожидание с обеих сторон. Владыка призвал писателей, журналистов, ученых как можно шире популяризировать это событие, а также очистить его от многочисленных мифов и искажений.
Открывает сборник краткая повесть Дмитрия Володихина «Резаное ухо». Она написана сочным языком, с глубоким знанием эпохи, языка и обычаев XV века. Автор показывает события с точки зрения главы русского воинства, князя Даниила Холмского. Князь с честью руководит войском и в конце концов едва не погибает в одном из ожесточенных боев. Но его спасает заклятый враг – новгородец, которому девять лет назад по приказу Холмского за сопротивление Москве отрезали ухо. Более того, по замыслу писателя, именно новгородские люди, коих когда-то москвичи почитали за предателей, помогли в решающий час обратить вспять ордынцев. Главная мысль, которую Д.М. Володихин вкладывает в уста великого князя Ивана III, – что перед лицом беспощадного неприятеля нет ни москвичей, ни новгородцев, ни тверичей. Есть лишь русские, христиане, которые обязаны объединиться.
В повести «Тихонова слобода» Наталья Иртенина проводит неожиданные параллели между двумя эпохами: стоянием на Угре – и 1930-ми годами. Под пером опытного писателя отдельные слова цветными кусочками смальты складываются в замысловатую византийскую мозаику. Во все времена зло пытается восторжествовать в людских душах, но на пути его вырастают подвижники, умеющие направить человека на верный путь. Иртенина тонко чует колебания людских душ на ветру времени – то в сторону зла, то в сторону добра – и не боится говорить на языке христианского мистицизма. Герои ее повести что в 1480, что в 1937 году делают непростой выбор, не ведая, какими последствиями он отзовется.
Тема выбора, личного и политического, является ключевой и в приключенческой повести Игоря Прососова «Сталь из Самарканда». Неспокойные времена Ивана III Васильевича не понаслышке знали месть и смирение, бунтарство и покорность, предательство и верность.
Дмитрий Федотов в повести «Угра – река тихая» мастерски описывает непростую судьбу русского юноши, которого татары пленили в сожженной ими крепости Алексин. Несмотря на нежный возраст, 11-летний «урус» не по годам отважен, ловок в воинском ремесле и настойчив… Ордынцы хотели бы видеть столь шустрого отрока среди «своих», они начинают доверять мальчишке. Но восемь лет спустя ему удалось реализовать давнюю мечту о торжестве над немилосердным врагом, пусть и ценой собственной жизни.
В отличие от других авторов, Екатерина Федорчук (рассказ «Государево искушение») показывает Ивана III слабым, сомневающимся, не очень стойким в вере человеком. Используя этот интересный ход, автор, однако, не вполне корректна в выборе средств. Речи темного существа, искушающего Ивана Васильевича, содержат современные слова и понятия, идущие вразрез со стилистикой средневековой Руси.
Айнур Сибгатуллин в повести «Басурмане» показывает дела давно минувших дней с неожиданного ракурса. Он взирает на события глазами татар – сыновей хана Нур-Давлета, которые в конце концов перешли на службу русскому князю.
Рассказ Полины Матыцыной «Истинное желание» посвящен отношениям двух сирот, брата и сестры. Сестра желает оградить горячо любимого 10-летнего брата от ужасов войны. Но в конечном итоге побеждает свой страх и позволяет тому сделать собственный выбор.
Мастер психологического портрета, Ольга Елисеева на страницах повести «Тихий лев» рисует облик воина, незаконно влюбившегося, согрешившего и ушедшего в монастырь. Стремление жить по воле Божией оказывается все же сильнее неправедной любви и спасает жизнь главному герою.
Богоугодному делу, воссоединению семьи, посвящены стихотворения в прозе Анастасии Черновой «Два пояса». Стоило великому князю примириться с родными, вернуть им роскошно расшитый пояс Дмитрия Донского – и Богородица поясом своим (как в старину именовалась река Угра) оградила Русскую землю, отвела от нее Ахматовы полчища.
Наконец, завершает сборник стихотворение Сергея Арутюнова «Угра», написанное им в яркой, самобытной стилистической манере.
Проживая с героями книги события 1480 года и предшествующие им, отчетливо понимаешь: это было больше, нежели просто Стояние. Ведь «были битвы, да какие»! День за днем шли бои – кровавые, изматывающие, огнем своим сплавляющие русские уделы в единую нацию. Было напряженное ожидание, искушения, страх неизвестности с одной стороны – и надежда на помощь Всевышнего с другой. В голове складывается трехмерная картина произошедшего там, на тихой реке, в лето 6987-е от Сотворения мира. Красной нитью через сборник проходит мысль: вера гасит даже застарелые конфликты, объединяет вчерашних противников под общим стягом.
Тексты сборника разные, тексты сильные заставляют работать не одну только голову, расставляющую по местам даты и факты, но, что стократ важнее, – душу. Читаешь страницу за страницей – и сердце невольно расширяется. Это удел настоящей литературы.
Кому можно рекомендовать эту книгу? Школьникам, которым опостылели скучные учебники. Студентам, любящим приключенческую литературу. Серьезным мужам, увлекающимся историей, и даже профессиональным историкам. Всем, кому не безразличны судьбы нашей великой державы, каким бы именем она ни называлась.
Прочтите. Получите удовольствие.
Марина Лебедева