«Святой» – от слова «свет». Жития святых для детей
- Автор обзора: Телеканал Союз
Среди первых последователей Господа нашего Иисуса Христа был простой рыбак Симон, получивший от Спасителя имя Петр и ставший впоследствии одним из первоверховных апостолов. Спустя четыре века на востоке великой Римской империи в городе Эдессе появился никому неизвестный странник, который остался при церкви Пресвятой Богородицы, и прося милостыню в притворе храма, прожил здесь семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что сей нищий Алексий есть человек Божий. В 5 веке в пустыне Скит подвизался юноша, который стал известен всему миру как прп. Даниил Скитский. А в начале 14 века на Руси, недалеко от Ростова Великого, родился мальчик, спустя годы ставший Игуменом земли Русской. Об этих удивительных угодниках Божиих рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве «Родное пепелище». Она называется – «Жития святых для детей». Смотрите передачу "У книжной полки" на телеканале "Союз".
«Жития святых для детей» - это первая книга задуманной издательством серии книг иллюстрированной житийной литературы для детей среднего и старшего возраста в изложении современных писателей. Книгу отличает чистота русского языка, историческая достоверность, приверженность святоотеческим традициям православия. Как известно, жития святых являются для православных людей своего рода маяком, к которому устремляются жаждущие спасения души, боящиеся сбиться с истинного пути. В святых, которые каждый в свое время потрудился ради Бога, во все века верующие люди ищут утешения, покровительства и, конечно, стремятся им подражать. К этому побуждают нас слова апостола Павла, который говорит: «подражайте мне, как я Христу» (Кор. 4:16). Хотя во всяком деле, и особенно духовном, необходимо рассуждение.
О том, что святые являются нашими предстателями пред Господом говорит святитель Иоанн Шанхайский: «Святость, - отмечает он, - есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются предстателями за них пред Богом». Наши предстатели – это святые апостолы и евангелисты, которые были учениками Иисуса Христа во время Его земной жизни; это - пророков, одаренные особым познанием воли Божией; мученики, пострадавшие и погибшие за веру Христову, преподобные, праведные, святые священники и миряне, благоверные государи и правители, блаженные - отказавшиеся ради Бога от разумной жизни.
Святые, о которых рассказывается в этой книге, жили давно, но память о них передавалась из поколения в поколение и сохранялась в Церкви. Эта память говорит нам о самом главном: о смысле их жизни, о том, почему они святыe. Это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а те, кто стал причастен Богу, очистился и открыл свое сердце для Бога. По словам святителя Филарета Московского, «каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников(1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».
Так, как уже говорилось в начале программы, одним из первых последователей Христа является апостол Пётр. Он, по словам автора этой книги, «был личностью нетерпеливой, необузданно-порывистой, скорой на решения. И его упрекал Сам Иисус Христос. Упрекал, предрёк его отречение (что и случилось), и все же именно его поставил во главе всех апостолов! Почему? Что Он увидел в этом кудрявом загорелом и необразованном рыбаке? Ведь среди призванных Им были рассудительные, степенные и ученые. Ответы на эти вопросы вы найдете, прочитав житие святого апостола. Как пишет автор, «до призвания к апостольству Пётр носил имя Симон. Он происходил из простой еврейской семьи, был сыном рыбака Ионы. В отличии от своего брата Андрея Симон был женат, имел сына и дочь. Жена его являлась дочерью Аристовула, брата Варнавы, тоже апостола. Но тогда никто из них ещё не был апостолом, даже Сам Иисус Христос для многих был просто плотником из незначительного городка Назарет.
Как же случилось так, что христианство пустило свои первые побеги именно на рыбачьем берегу Галилейского моря? Какие были к этому земные и небесные причины? По словам автора, за четыре с лишним века до Рождества Христова с последним пророком Малахиеи прекратились пророчества в истории еврейского народа. Начался период самостоятельного усвоения -период книжничества. Ко времени пришествия Иисуса Христа языческие народы были объединены под крыльями римского орла не только политически, но и духовно в виде эллинизма. Римское царство простиралось от Ефрата до Атлантического океана и от Африканской пустыни до Рейна. Оно насчитывало населения более 120 миллионов человек. Эллинизм - сложное явление на закате древнего мира. Он сказывался всюду: в политике, религии, науке, языке, литературе. Вся жизнь была проникнута идеей спасения мира и спасения плоти. Созрело почти полное убеждение в том, что всякое спасение есть сохранение себя для вечной жизни. Спасение представлялось очищением и возвращением к Богу. И было предчувствие у живущих, что спасение и Спаситель уже существуют в мире.
Ко времени Спасителя Галилея кроме иудеев была заселена ещё греками, арабами, сирийцами и финикиянами. Поэтому кровь иудеев не могла сохраниться в полной чистоте. Галилеяне были открытыми, доблестными и трудолюбивыми людьми. Нравы их отличались мягкостью и добротой, известна их широкая благотворительность по отношению к бедным, убогим и вдовам. Они легко поддавались убеждениям. По образованию стояли ниже иудеев, школы в Галилее были редки. У них было своё, отличное от иудеев произношение. Они считались язычниками; ещё пророк Исайя писал - "Галилея языческая". По природным условиям Галилея являлась страной очень плодородной и богатой: всюду леса, луга, обработанные поля с пшеницей и рожью; источники, озёра, реки... Особенно оживлённой была жизнь по берегам Галилейского моря. Если Библия перечисляет поимённо более 60 городов в Галилее, то часть из них, конечно, была расположена в морском прибрежье. Среди этих городов известные: Магдала, Капернаум, Хоразин, Тивериада, Вифсаида... В последнем, Вифсаиде, и родился Симон, будущий апостол Пётр. О нем автор рассказывает в первой части этой книги.
Далее следует житие аввы Даниила Скитского. «Пустыня Скит, как пишет автор, - находилась верстах в тридцати к югу от Александрии. Это было обширное безлюдное пространство на севере Африки, куда нельзя было проникнуть без опасности заблудиться, так как туда вовсе не было дороги, и в пути руководствовались течением звёзд, что было доступно немногим людям. Ничто не утешало в пути; редко встречалась вода, с дурным запахом, отрадой после раскалённых пространств казались болота, в которых во множестве водились мошкара и комары. В эту ужасную пустыню любовь к уединению привела многих подвижников. Среди них был и авва Даниил. О себе он говорил так: "Я жил в общежитии и в отшельничестве, испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». В общежитии он пробил сорок лет, а потом подвизался в отшельничестве. Подробнее об этом святом читайте во втором разделе книги. В третьем разделе - читатели найдут житие святого Алексия, человека Божия, а в четвертом – прп. Сергия Радонежского, которые является особенно почитаемыми святыми на русской земле и их жития с удовольствием читают православные верующие во все времена.
***
Эту книгу, по мнению издателей, с удовольствием прочтут и дети, и люди старшего поколения. И так как в первую очередь эта книга предназначена для читателей юного возраста, вспомним слова прп. Варсонофия Оптинского, который говорил о том, что читают современные дети, и о том, какое полезнее чтение для их возрастающих душ. «Какие пустейшие книжонки даются детям для прочтения и губят юные души. Чтение же Житий святых наполняет их чистые души светом. Ведь и слово «святой» произошло от слова «свет», так как святые разливают Свет Христов вокруг себя. Читая Жития святых, не получишь знаний по физике, химии, но зато научишься углубляться в себя, как познать самого себя». Несмотря на то, что эти слова были сказаны в 19 веке, они актуальны и в наши дни.