«Святой» – от слова «свет». Жития святых для детей

  • Автор обзора: Телеканал Союз

51n.png

Среди первых последователей Господа нашего Иисуса Христа был простой рыбак Симон, получивший от Спасителя имя Петр и ставший впоследствии одним из первоверховных апостолов. Спустя четыре века на востоке великой Римской империи в городе Эдессе появился никому неизвестный странник, который остался при церкви Пресвятой Богородицы, и прося милостыню в притворе храма, прожил здесь семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что сей нищий Алексий есть человек Божий. В 5 веке в пустыне Скит подвизался юноша, который стал известен всему миру как прп. Даниил Скитский. А в начале 14 века на Руси, недалеко от Ростова Великого, родился мальчик, спустя годы ставший Игуменом земли Русской. Об этих удивительных угодниках Божиих рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве «Родное пепелище». Она называется – «Жития святых для детей». Смотрите передачу "У книжной полки" на телеканале "Союз".


«Жития святых для детей» - это первая книга за­думанной издательством серии книг иллюстриро­ванной житийной литературы для детей среднего и старшего возраста в изложении современных пи­сателей. Книгу отличает чистота русского языка, историческая достоверность, приверженность свя­тоотеческим традициям православия. Как известно, жития святых являются для православных людей своего рода маяком, к которому устремляются жаждущие спасения души, боящиеся сбиться с истинного пути. В святых, которые каждый в свое время потрудился ради Бога, во все века верующие люди ищут утешения, покровительства и, конечно, стремятся им подражать. К этому побуждают нас слова апостола Павла, который говорит: «подражайте мне, как я Христу» (Кор. 4:16). Хотя во всяком деле, и особенно духовном, необходимо рассуждение.

О том, что святые являются нашими предстателями пред Господом говорит святитель Иоанн Шанхайский: «Святость, - отмечает он, - есть не просто праведность, за которую праведники удо­стаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи пре­исполнены любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзыв­чивы на людские нужды и на их моления и являются предстателями за них пред Богом». Наши предстатели – это святые апостолы и евангелисты, кото­рые были учениками Иисуса Христа во время Его зем­ной жизни; это - пророков, одаренные особым познани­ем воли Божией; мученики, пострадавшие и погибшие за веру Христову, препо­добные, праведные, святые священники и миряне, благоверные государи и пра­вители, блаженные - отказавшиеся ради Бога от разумной жизни.

Святые, о которых рассказыва­ется в этой книге, жили давно, но память о них передавалась из поколения в поколение и сохранялась в Церкви. Эта память говорит нам о самом главном: о смысле их жизни, о том, почему они святыe. Это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а те, кто стал причастен Богу, очистился и открыл свое сердце для Бога. По словам святителя Филарета Московского, «каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников(1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».

Так, как уже говорилось в начале программы, одним из первых последователей Христа является апостол Пётр. Он, по словам автора этой книги, «был личностью нетерпеливой, необузданно-порывистой, скорой на решения. И его упрекал Сам Иисус Христос. Упрекал, предрёк его отречение (что и случилось), и все же именно его поставил во главе всех апостолов! Почему? Что Он увидел в этом ку­дрявом загорелом и необразованном рыбаке? Ведь среди призванных Им были рассудительные, степенные и ученые. Ответы на эти вопросы вы найдете, прочитав житие святого апостола. Как пишет автор, «до призвания к апостольству Пётр носил имя Симон. Он происходил из простой еврейской семьи, был сыном рыбака Ионы. В отличии от своего брата Андрея Симон был женат, имел сына и дочь. Жена его являлась дочерью Аристовула, брата Варнавы, тоже апостола. Но тогда никто из них ещё не был апостолом, даже Сам Иисус Хри­стос для многих был просто плотником из незначительного городка Назарет.

32.png

Как же случилось так, что христиан­ство пустило свои первые побеги имен­но на рыбачьем берегу Галилейского моря? Какие были к этому земные и небесные причины? По словам автора, за четыре с лишним века до Рожде­ства Христова с последним пророком Малахиеи прекратились пророчества в истории еврейского народа. Начался период самостоятельного усвоения -период книжничества. Ко времени пришествия Иисуса Христа языческие народы были объе­динены под крыльями римского орла не только политически, но и духовно в виде эллинизма. Римское царство простиралось от Ефрата до Атланти­ческого океана и от Африканской пу­стыни до Рейна. Оно насчитывало на­селения более 120 миллионов человек. Эллинизм - сложное явление на закате древнего мира. Он сказывался всюду: в политике, религии, науке, языке, ли­тературе. Вся жизнь была проникнута идеей спасения мира и спасения пло­ти. Созрело почти полное убеждение в том, что всякое спасение есть сохра­нение себя для вечной жизни. Спасение представлялось очищением и возвра­щением к Богу. И было предчувствие у живущих, что спасение и Спаситель уже существуют в мире.

Ко времени Спасителя Галилея кро­ме иудеев была заселена ещё греками, арабами, сирийцами и финикиянами. Поэтому кровь иудеев не могла сохра­ниться в полной чистоте. Галилеяне были открытыми, до­блестными и трудолюбивыми людь­ми. Нравы их отличались мягкостью и добротой, известна их широкая благотворительность по отношению к бедным, убогим и вдовам. Они легко поддавались убеждениям. По образо­ванию стояли ниже иудеев, школы в Галилее были редки. У них было своё, отличное от иудеев произноше­ние. Они считались язычниками; ещё пророк Исайя писал - "Галилея язы­ческая". По природным условиям Галилея являлась страной очень плодородной и богатой: всюду леса, луга, обработан­ные поля с пшеницей и рожью; источ­ники, озёра, реки... Особенно оживлённой была жизнь по берегам Галилейского моря. Если Библия перечисляет поимённо более 60 городов в Галилее, то часть из них, конечно, была расположена в морском прибрежье. Среди этих городов извест­ные: Магдала, Капернаум, Хоразин, Тивериада, Вифсаида... В последнем, Вифсаиде, и родился Симон, будущий апостол Пётр. О нем автор рассказывает в первой части этой книги.

Далее следует житие аввы Даниила Скитского. «Пустыня Скит, как пишет автор, - находилась верстах в тридцати к югу от Александрии. Это было обширное безлюдное простран­ство на севере Африки, куда нельзя было проникнуть без опасности за­блудиться, так как туда вовсе не было дороги, и в пути руководствовались течением звёзд, что было доступно немногим людям. Ничто не утеша­ло в пути; редко встречалась вода, с дурным запахом, отрадой после рас­калённых пространств казались боло­та, в которых во множестве водились мошкара и комары. В эту ужасную пустыню любовь к уединению привела многих подвижников. Среди них был и авва Даниил. О себе он говорил так: "Я жил в об­щежитии и в отшельничестве, испы­тав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». В общежитии он про­бил сорок лет, а потом подвизался в отшельничестве. Подробнее об этом святом читайте во втором разделе книги. В третьем разделе - читатели найдут житие святого Алексия, человека Божия, а в четвертом – прп. Сергия Радонежского, которые является особенно почитаемыми святыми на русской земле и их жития с удовольствием читают православные верующие во все времена.

***

Эту книгу, по мнению издателей, с удо­вольствием прочтут и дети, и люди старшего поколения. И так как в первую очередь эта книга предназначена для читателей юного возраста, вспомним слова прп. Варсонофия Оптинского, который говорил о том, что читают современные дети, и о том, какое полезнее чтение для их возрастающих душ. «Какие пустейшие книжонки даются детям для прочтения и губят юные души. Чтение же Житий святых наполняет их чистые души светом. Ведь и слово «святой» произошло от слова «свет», так как святые разливают Свет Христов вокруг себя. Читая Жития святых, не получишь знаний по физике, химии, но зато научишься углубляться в себя, как познать самого себя». Несмотря на то, что эти слова были сказаны в 19 веке, они актуальны и в наши дни.


Источник: Телеканал "Союз"

Теги: