«Роль русского духовенства в религиозной жизни Восточной Европы…»

  • Автор обзора: Иртенина Наталья
  • Книга: Православные церкви Юго-Восточной Европы между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.)
  • Автор книги: Шкаровский Михаил

Шкаровский М.В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы: кн. 1: между двумя мировыми войнами 1918–1939; кн. 2: в годы Второй мировой войны; кн. 3: 1949–1950-е годы. 
М. : «Познание», 2019. 648 с.


Фундаментальный труд М.В. Шкаровского занял первое место на церковном литературном конкурсе «Просвещение через книгу» 2019 года. Автор – крупный академический ученый, доктор исторических наук, что гарантирует качество собранного материала, точность интерпретаций и полноту научного метода при работе с этой сложной, насыщенной политическими мотивами темой. Вместе с тем Михаил Витальевич еще воцерковленный человек, член Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Поэтому в вопросах церковного быта, веры, устоев православной общины он не делает ошибок, как, к сожалению, до сих пор случается со множеством его коллег, академических историков, и, кроме того, он не выходит за пределы христианского взгляда на историческую судьбы Церкви.

М.В. Шкваровский – историк-архивист. Поэтому неудивительно, что его трехтомник по истории Православных Церквей основан на «примате документа»: автор ведет повествование, отталкиваясь не от логических спекуляций, не от материалов прессы, а от исторических источников, относящихся большей частью к сфере церковного и государственного делопроизводства. Михаил Витальевич по своему творческому стилю тяготеет к опоре на факт. Его колоссальная по объему монография базируется на богатых архивных источниках, в частности, материалах болгарских, сербских, греческих, немецких, американских, российских и других архивов. Это придает дополнительную ценность новому труду Михаила Витальевича: уже сейчас с уверенностью можно сказать, что он по обилию собранного материала послужит, помимо всего прочего, еще и справочным пособием. На трехтомник М.В. Шкаровского будут ссылаться, из него станут черпать сведения будущие историки Православной Церкви. 

Издание посвящено богатой и насыщенной важными событиями истории Православных Церквей Юго-Востока Европы в период между двумя Мировыми войнами, а также несколько позднее. Эти годы стали переломными в истории целого ряда поместных Православных Церквей Балканского полуострова. Там шли процессы, которые до Первой мировой войны невозможно было предсказать даже в первом приближении. Константинопольский Патриархат утратил все свои епархии в Малой Азии, но сумел сохраниться и даже увеличить свое влияние в Православном мире; Сербская и Румынская Церкви приобрели статус Патриархата; возникла новая автокефальная Православная Церковь – Албанская. В межвоенной ситуации значительное место занимали отношения Православных Церквей Юго-Восточной Европы с Русской Церковью. И вот на этом моменте М.В. Шкаровский останавливается подробно. 

С точки зрения автора, «Константинопольский патриархат перешел к неканоничной политике подчинения себе епархий и автономных Православных Церквей, отделившихся от Матери-Церкви, прежде всего Русской, а также к проведению ряда церковных реформ. Это привело к значительному ухудшению отношений как с Московским Патриархатом, так и с Русской Православной Церковью за границей. Элладская Церковь, несмотря на поражение Греции в войне с Турцией, в целом расширила свою каноническую территорию и существенно увеличила паству». Издание показывает, что сегодняшняя напряженность, вызванная действиями Константинопольского патриархата, уходит корнями в 20-е – 40-е годы XX столетия.

Одна из особенностей трехтомника М.В. Шкаровского, притом для русского православного читателя особенность драгоценная – наличие в каждом томе особых глав, связанных с жизнью русских православных общин на Балканах между 1918 и 1950 годами. Не секрет, что в трагическую для Русской Церкви эпоху, когда новые, революционные порядки сделали положение ее крайне тяжелым, значительная часть простых прихожан, священников, архиереев предпочла пополнить собой старые или устроить новые общины за границей. Для многих это был единственный способ, каким они могли продолжать вести жизнь христианина. Притом балканские государства, с их древними традициями православия, с конфессиональной средой, ни в малой мере не чуждой русскому человеку, оказались, с этой точки зрения, едва ли не лучшим вариантом. 

По мнению М.В. Шкаровского, «…в этот период русское духовенство играло значительную роль в религиозной жизни Восточной Европы. Оно было более образованно, активно, креативно, чем местные православные священнослужители, и поэтому с начала 1920-х гг. зачастую выступало инициатором многих важных духовных процессов: способствовало возрождению монашества, созданию духовных учебных заведений, развитию богословской науки и т.д. Некоторые страны Юго-Восточной Европы после Первой мировой войны обрели независимость или значительно расширили свои территории, поэтому многое в их внутреннем устройстве, в том числе в церковной жизни, пришлось создавать заново, и в данном деле русские священнослужители смогли ярко проявить себя. Этому способствовала историческая вековая традиция воспринимать Церковь могущественной Российской империи (хотя уже и не существующей после 1917 г.) как ведущую в православном мире».

Остается еще раз поздравить М.В. Шкаровского с большим творческим успехом. Его трехтомник можно рекомендовать не только православным читателям, но и семинариям, духовным академиям, а также иным учебным заведениям Русской Православной Церкви: там это издание непременно должно встать на полки библиотек.