Роман о подлинной любви

  • Автор обзора: Символик

Знакомьтесь с новинкой «Символик» — книгой «Любовь против ненависти» Алексея Александрова. Пожалуй, впервые в своей истории издательство выпускает в свет произведение, которое по праву могло бы называться «любовным романом». Но, конечно, роман этот очень особенный и необычный. От начала и до конца он — христианский.

История, описанная здесь, произошла более тысячи лет назад на Балканах. В центре ее — сербский король-мученик Иоанн-Владимир и его супруга Косара (в последующем монашестве — Феодора), дочь болгарского царя Самуила, которых Бог соединил в очень неспокойной исторической обстановке (мощные Болгария и Византия то и дело пытались захватить небольшое сербское княжество Зета, положившее начало Черногории) и наградил даром удивительной любви. Этот дар супруги, несмотря на тяжелейшие и даже трагические обстоятельства, сумели не только сохранить, но и приумножить.

Встретились они в тюрьме, где Иоанн-Владимир оказался по воле болгарского царя после того, как не пожелал сражаться с его превосходящим по силам войском и губить свою дружину. Косара часто навещала узников и как могла заботилась о них. Здесь, в подземелье, она нашла и Иоанна-Владимира. А, полюбив его, отправилась к отцу, вступилась за молодого короля и … попросилась за него замуж! В княжество Зета они вернулись мужем и женой, однако до самой смерти жили как брат и сестра, не вступая в физические отношения. Свой брак они посвятили Богу, и это самое настоящее бескровное мученичество. Известна только ещё одна супружеская пара, которая взяла на себя подвиг девства в браке, – это святой Иоанн Кронштадтский и его супруга, матушка Елизавета.

…Со смертью царя Самуила и с воцарением его племянника Иоанна-Владислава притязания Болгарии на сербские земли возобновились с удвоенной силой. Новый болгарский царь обманом заманил Иоанна -Владимира к себе и обезглавил, причем тот, как гласит его житие, собственноручно вручил вероломному правителю свой собственный меч. А затем вернулся домой — верхом, с головой в левой руке…

Но все эти события — лишь исторический фон, на котором разворачивается главная история. История любви возвышенной и вдохновенной, любви двух святых людей. Особенный акцент в книге сделан на раскрытии внутреннего мира Косары, на том, как с течением времени преображается её душа. Девушке удается взять верх над своей страстной и пылкой, своенравной и гордой, властолюбивой и обидчивой натурой. Долгие годы она борется за любовь, непримиримо сражаясь за высоту, чистоту и святость этой любви. Борется отчаянно, падая и поднимаясь. Борется до последнего вздоха!



Книга поднимает и еще две важные, интересные и достаточно редкие в литературе темы — крёстной матери и возвышающей женской дружбы. Искренняя дружба растапливает лёд ненависти: одна женщина помогает другой обрести любовь и стать матерью. Ненависть, показывает автор, бесплодна.
Затрагивается в романе и тема христианского воспитания детей, воспитания мальчика в уважении и благоговении к противоположному полу. Это особенно важно в наше время, когда образ женщины как никогда прежде развенчан, принижен и опошлен. Основная идея книги как раз в этом – показать читателю, что душа женщины может быть неиссякаемым источником доброты, чистоты и самопожертвования.
«Я бы назвал текст роман-житие, — говорит Виктор Иванович Косик, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории славянских народов Юго-Восточной Европы в Новое время Института славяноведения РАН. — В нем действуют реальные исторические лица, вошедшие в сонм святых. Схема сюжета позволяет думать о ее правдивости. Остальное щедро приправлено талантливой и яркой «лирикой», позволяющей сопереживать главным персонажам».

«Этот роман попал к нам не совсем обычным образом, через одну из сотрудниц, — рассказывает основатель и исполнительный директор издательства «Символик» Святослав Можей. — Вскоре оказалось, что автор романа — батюшка (его имя скрыто за псевдонимом), который глубоко погружен в сербскую историю. Книгу прочли несколько наших сотрудников, моя супруга, я — и всем она очень понравилась. Бог есть любовь, и эта книга — о любви. О любви в разных ее проявлениях:  и о милосердии, и о доброте, и о самопожертвовании, и о любви к людям (святой Иоанн-Владимир был правителем княжества)… И, конечно, о любви супружеской, которая подъяла на себя подвиг девства. Мы знаем разных святых — столпников, мучеников, исповедников, преподобных, затворников, которые могли годами молиться за весь мир в полном уединении (пример — иеросхимонах Алексий (Данилов), до схимы Мардарий, о котором у нас вышла целая книга)… А «Любовь против ненависти» показывает красоту подвига девства. По немощи своей мы, может быть, не во всем можем последовать святым Иоанну-Владимиру и Косаре, но, мне кажется, эта книга рождает желание подражать многим их делам и поступкам».
Символик