Русская история в переломную эпоху: новый подход

  • Автор обзора: Наталья Иртенина

1917 год: революция, государство, общество и Церковь.
М.: Изд-во Института экономических стратегий, 2019. 448 с.


Весьма значительное по объему научное издание «1917 год: революция, государство, общество и Церковь» отмечено дипломом за III место в церковном литературном конкурсе «Просвещение через книгу» 2019 года по номинации «Лучшая историческая книга».

Названная книга позиционируется как сугубо научное академическое издание, «коллективная монография». В редколлегию входят специалисты с громкими именами: доктора исторических наук Андрей Николаевич Сахаров и Ирина Викторовна Поткина, доктор юридических наук Василий Степанович Христофоров. Издание предваряют словами «В книге представлены результаты новейших исследований ученых из академических институтов и высших учебных заведений столицы». И, действительно, среди авторов книги одних только научных сотрудников ведущего академического учреждения по истории России – Института российской истории – целых семь человек (помимо перечисленных троих еще и И.Ю. Бережанская, И.А. Курляндский, И.В. Лобанова, Л.А. Сидорова).

Так почему сугубо научное издание заинтересовало Церковь и удостоилось ее высокого одобрения?
Ответов здесь может быть несколько.

Прежде всего, конечно же, авторский коллектив интересовали в качестве читателей не только коллеги по цеху ученых, но и более широкая публика. Обратим внимание на слова в аннотации, надо сказать, абсолютно точно отражающие возможную аудиторию книги: «Коллективная монография носит междисциплинарный характер и адресована историкам, экономистам, религиоведам, а также всем тем, кто интересуется новейшей историей России». Слова «а также всем тем, кто…» и т.п. означают: издание предназначено не только для узких специалистов, но и для всего образованного общества России, вернее, для той его части, которая стремится к критическому осмыслению русского прошлого.

Кроме того, авторы монографии представили оригинальный подход к истории России. Этот подход не опирается на марксизм, как было когда-то, и не отдает ядовитыми ароматами хищного либерализма, как время от времени случается в научных издания сегодня. Он в какой-то мере является органичным взглядом на Россию изнутри самой России – той, какой она была в дореволюционную пору. Именно поэтому столь много внимания уделено религиозным философам начала XX столетия, разрабатывавшим собственное видение экономики России, а также собственный взгляд на общественные потрясения того времени.

Отсюда – усиленное внимание авторов к хозяйственному развитию страны, к успехам и перспективам его. И, в то же время, к экономическому шпионажу, кредитной политике, внешнеторговой деятельности, а в целом – к национальной экономической безопасности.

Ну и, пожалуй, главное. В монографиях и учебниках советской эпохи (притом, к сожалению, не только в тех, что публиковались внутри СССР, но еще и в тех, которые выпускались в эмигрантской среде) «церковное измерение» истории России начала XX века либо совершенно отсутствовало, либо присутствовало в ничтожных объемах – даже не как «вишенка на торте», а, скорее, как несколько частичек кардамона в кофе. С течением времени ситуация в исторической науке изменилась, и в научных (правда, чаще в научно-популярных) изданиях Русская Церковь была выведена на арену трагедии 1917 года. Но еще довольно долго она играла роль не активного субъекта исторического процесса, а чуть ли не безгласного объекта, т.е. жертвы мощных давящих воздействий со стороны могущественных политических сил. В книге «1917 год: революция, государство, общество и Церковь» ситуация представлена принципиально иначе.

Итак, во-первых, Русская Церковь подана как важная духовная сила, активно действующая в русском обществе. Да, обстоятельства эпохи жестоко обошлись с ней. И в издании подробно рассматривается антирелигиозная кампания в РСФСР и СССР, враждебное отношение новой правительственной элиты к Церкви. Ее результаты прослеживаются на трагической судьбе Патриарха Тихона, православного духовенства в целом, мирян. Кстати, авторы не обошли вниманием и тему о гонениях на представителей других конфессий – помимо ведущей. Но одной из центральных тем издания стало общественное творчество Церкви, прежде всего, Собор, начавшийся в 1917 году и реставрировавший Патриаршество. 

Во-вторых, книга составлена так, что читателям становится ясно: история России без истории Церкви вообще невозможна; если «отрубить» от нее то самое «церковное измерение», о котором говорилось выше, она обретёт вид увечного калеки.

Конечно, такой подход к истории России Церковь может только приветствовать и поддерживать. Ведь это своего рода «возвращение имен».

В качестве замечания можно высказать лишь одно: несмотря на самоназвание «коллективная монография» книга, быть может, в несколько большей степени должна именоваться «сборником статей». Многолюдный авторский коллектив объединил усилия отдельных историков с помощью двух поставленных самому себе «рамок»: во-первых, рамка методическая – т.е. тот особый подход к истории, о котором говорилось выше; во-вторых, рамка хронологическая: преддверие вооруженных переворотов 1917 года, сам этот год, плюс «последствия революции». Но всё же под одной обложкой оказался материал пестрый, разнообразный, выполненный в творческих стилях, которые невозможно свести воедино. 

Впрочем, как говорят в науке, «это частное замечание отнюдь не зачеркивает генеральных достоинств книги».