Русская Церковь. Век двадцатый

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Русская Церковь. Век двадцатый. История Русской Церкви ХХ века в свидетельствах современников. Том 2 1917–1939. Русская Церковь в годы гонений. Книги 1 и 2
  • Автор книги: Гончаров Владимир

Документы личного происхождения — дневники, частная переписка, воспоминания - всегда вызывали особый интерес, будучи важнейшим источником исторической науки, в том числе и истории Русской Православной Церкви. Они необыкновенно живо и ярко отражают атмосферу эпохи, мысли и чувства непосредственных участников событий своего времени, дополняя официальный корпус документов. А если эти материалы собрать вместе, распределив их по темам, то их совокупность позволит показать картину того или иного времени так, как она воспринималась участниками тех событий, современниками, теми, кто всё это непосредственно пережил. Именно такой сборник материалов, или иначе, антологию предлагают нам создатели книги «Русская Церковь. Век двадцатый. История Русской Церкви XX века в свидетельствах современников»


1. Это издание является второй частью проекта «История Русской Церкви ХХ века в свидетельствах современников» и охватывает самый трагический и в то же время самый героический период о церковной истории: от Февральской революции 1917 г. до начала Второй мировой войны в 1939 г. Первая веха вполне очевидна: это отход от прежнего покровительства государства Церкви с последующим (после октября 1917-го) развертыванием жесточайших антицерковних гонений. Вторая дата знаменует собой ту новую ситуацию, в которой, после начала мировой войны и присоединения к СССР новых территорий, чье население было в значительной мере православным, неожиданным образом возникла потребность в сотрудничестве Советского государства и Церкви, что привело к заметному улучшению положения Московской Патриархии в военные и первые послевоенные годы.

2. В эти два с небольшим послеоктябрьских десятилетия Русская Церковь понесла величайшие потери как в материальном, так и в человеческом измерении, но в то же время украсилась невиданным в ее истории сонмом святых. О многих из них также говорится в этом издании: со страниц дневников, писем и воспоминаний. Своеобразие собранных в этом издании текстов личного происхождения как исторических источников заключается, прежде всего, в том, что явления и факты реальной жизни того или иного исторического периода отражены в них через личностное восприятие конкретных людей - современников этих событий, несут отпечаток индивидуальности авторов. В то же время, учитывая субьективность такого рода документов, историку их нельзя воспринимать некритически.

3. Большинство включенных в издание текстов ранее публиковались, однако в комплексе информация, заключенная в них, уникальна и содержит не только субьективную оценку тех или иных отдельных исторических событий, но и позволяет получить, с привлечением и других документальных источников, довольно обьективное представление о ходе исторического процесса в рассматриваемый период в целом. В двухтомник включены фрагменты дневников, памятных записок, мемуаров и частных писем, опубликованных в вышедших как до 1991 г., так и в последующий период отдельных изданиях и сборниках, а также в периодической печати. Некоторые документы, в частности из фондов Центрального Архива ФСБ РФ, публикуются впервые.

4. В сборник включены воспоминания, дневники и письма практически всех слоев населения России: представителей духовенства, общественно-политических деятелей, творческой и научной интеллигенции, рабочих, крестьян. Решая вопрос о включении того или иного материала, составители стремились к тому, чтобы среди авторов как можно шире были представлены различные социальные группы населения советской России, отдавая предпочтение наиболее информированным и активным участникам событий послереволюционного периода истории Русской Церкви. Открывается издание предисловием заместителя заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, профессора кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, доктора церковной истории священника Александра Мазырина.

5. Отец Александр в своей статье рассматривает взаимоотношения Советской власти и Русской Церкви, которые с самого начала, буквально, с первых же дней стали развиваться как острый конфликт. Как читаем мы далее: «2 марта 1917 г. в жизни России и Русской Церкви свершилось эпохальное событие: в условиях нарастания общественного брожения и военно-политической элиты государства император Николай, движимый ложной надеждой, что его уход будет способствовать объединению народа перед лицом внешнего врага, отрекся от престола в пользу брата Михаила. Тот же, как вскоре выяснилось, верховную власть принимать не собирался (заявив, что сделает это лишь в случае соответствующего волеизъявления всенародно избранного Учредительного собрания).

6. Тысячелетняя российская монархия пала, а с нею кончился самый длительный и значительный период в истории не только Русской, но и всей Православной Церкви, именуемый Константиновым, - период существования великих христианских империй, начавшийся в IV веке, в правление императора Константина Великого. Взятая под арест царская семья последовала своим крестным путем: из Царского Села в Тобольск (в августе 1917 г.), а оттуда, уже при новой советской власти (в апреле 1918-го), в Екатеринбург, где и окончила свое земное служение России в подвале Ипатьевского дома под пулями большевистских убийц, явив удивительный пример христианского отношения к страданиям и стойкости в условиях предательства и изливавшейся на нее ненависти.

7. Вслед за своим царем крестных путем пошла и опьяненная революцией Россия. Вопреки ожиданиям наивных людей уход императора не объединил страну, а напротив, лишил ее того стержня, на котором веками держалась российская государственность. Понимание катастрофичности наступающих перемен, однако, пришло не сразу. «Свершилась воля Божия, - отозвался Святейший Синод на падение самодержавия в послании к Церкви от 9 марта 1917 г.,- Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути!»

8. Конечно, в условиях тяжелейшей мировой войны, когда другой признанной власти в стране, кроме Временного правительства, не было, Синод не мог не призвать народ к единению вокруг этого правительства. В обществе тогда не оставалось сил, готовых выступить в защиту падающего самодержавия и удержать Россию от скатывания в пропасть. Напротив, жажда нового и надежда на «счастье и славу» на этом новом пути» были почти всеобщими». Так начиналась новая история.

***

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Не пытайся своей немощной рукой остановить попущение Божие». «А Богом, как говорит главный редактор издательства, протоиерей Владимир Воробьев, было попущено испытание, величайшее испытание в истории для христианской Церкви, гонение на Церковь, которому прежде не было равного. Самый лучший способ изучать историю – это, прежде всего, поближе узнавать людей той эпохи. И вот это издание, по словам отца Владимира, «дает такую возможность: мы можем услышать голос живых людей, почувствовать их переживания, их боль, их тревогу, увидеть, как они старались противостоять злу. Кто-то из них предчувствовал трагедию, среди них были и прозорливые люди, старцы, молитвенники. Все множество этих великих людей составляет основу истории нашей Церкви, нашего народа». 

Телеканал "Союз"/У книжной полки