С легкой примесью печали

  • Автор обзора: Юлия Скрылева

Виктор Кирюшин. Родное. Избранное.
М.: Вече, 2023. – 336 с.


В поэтическую книгу Виктора Кирюшина «Родное» вошли его лучшие произведения, написанные в разные годы.

С первых строк завораживает особая музыкальность этих стихов, покоряет их филигранное ритмическое и фонетическое решение:

Дерева в поднебесье роптали,
Новый опыт
рождался из мук,
Но изъян
поселился в гортани,
Искажая таинственный звук.

По страницам сборника, словно ландыши по полянке, разбросаны образы и метафоры, так или иначе связанные со звуком, песней, музыкой. Например: «Но отчего так сладко серафимы, / Незримые, / О будущем поют?», «Эта музыка в тиши / с лёгкой примесью печали…», «Мы остаёмся, / Где веси и хляби, / В нужды и беды уйдя с головой, / Под нескончаемый / Жалостно-бабий / Русской метели космический вой», «Неизгладима и невенчана. / Забвенна и неотторжима… / Прости, что музыка не вечная / Нас на путях земных кружила», «Дождик шепчет, ветер колобродит, / Гром гремит, ревмя ревёт волна… / Музыка живёт в самой природе, / Потому и вечная она».

Поэт умело обращается с аллитерацией и ассонансом – строфы льются, точно ручейки весной. Читаешь – и точно слышишь их ласковый и чистый голосок:

Округу чуть припорошило,
И снова хочется туда,
Где вяз, как многорукий Шива,
Застыл у спящего пруда.
Где за озябшим перелеском,
За полем вымокшей стерни,
В промытом воздухе
Нерезком
Мерцают редкие огни.

Интонация книги – камерная, тон – доверительный. Поэт не скупится на мудрость и теплоту, и, наверное, в том числе поэтому его строки надолго остаются в памяти, словно оберегая читателя. Многие его стихи – как лёгкие движения ангела-хранителя. В них есть неизбывная глубина…

Ясность мысли, теплота детских воспоминаний, приправленная строгостью и мягкой иронией многое повидавшего в жизни человека, – всё это делает поэзию Виктора Кирюшина близкой, понятной и согревающей, как осенний костёр.

За веком
не стремиться поспешать,
Земные сроки меряя чинами.
Какое счастье
Медленно ветшать,
Как шуба, позабытая в чулане.
Всё проиграть,
Но партию спасти.
Пройти в ферзи,
изображая пешку.
Чтобы шутя
триумф перевести
В пародию, иллюзию, насмешку.

«Никакой метафорической путаницы, переусложнённости нет в его стихах, никакого желания во что бы то ни стало не походить ни на кого другого, но взвешенное, благородное следование природе своего дарования и традиции отечественной поэзии. Зачаровывает филигранная тонкость слов, нежность чувства и благородство мысли», – написал Виктор Петров («Абсолютный слух души»), и, прочитав «Родное», с этим мнением соглашаешься.

Образы, созданные Кирюшиным, простые и зримые, запоминающиеся («Забуксовало зимы колесо», «Оскудевшего неба кольчуга», «Сырая ночь хмельнее браги»).
В его стихах нередко встречаются устаревшие, разговорные и просторечные слова: «поспешать», «тишком», «стылый», «блажить» и другие. Поэт пользуется ими столь виртуозно, органично вплетая в канву стихотворения, что не воспринимаешь их как нечто инородное. Напротив, кажется, Виктор Кирюшин возвращает читателю его родной язык – во всём богатстве и многообразии. Много в стихах и книжных, поэтических слов, которые также ничуть не выглядят искусственными. Автор будто создаёт удивительный лексический сплав, где каждый звук и слог – на своём месте.

Как следует из названия книги, её основная тема – чувство родины. Чувство это подлинное, не напоказ, глубоко личное, то тёплое, как луч солнца («Вспоминайте, как молодость, летнее пекло, / Промелькнувшее в хохоте и озорстве»), то острое, словно клинок («Хоть ко мне порой / Холодна страна, / Но в её вине / И моя вина»), но всегда – правдивое. Сильное впечатление производит стихотворение «Сапоги». Горько звучат «Два поколения».

Особо хочется отметить раздел книги «Живые часы. Поэтический календарь русской природы для детей». Кажется, взрослым читателям эти звонкие, образные, лаконичные стихи ещё нужнее, чем юным. Ёмкие, чистые и обостряющие и без того жгучее желание жить, они пробуждают порой давно забытое ощущение счастья и лёгкости нехитрого детского бытия:

Разве ёршик
Виноват,
Что колюч
И мелковат?
Но зато
Любой рыбак
На упрёк
Ответит так:
– Если нет в ухе ерша,
То уха
Нехороша!

В завершающий раздел «Родного» вошли критика, рецензии, отклики. Читаешь – и «сверяешь часы», сравнивая свои ощущения от творчества Виктора Кирюшина с впечатлениями Валентина Курбатова, Вячеслава Лютого, Нины Ягодинцевой, Виктора Петрова, Елены Крюковой, то узнавая собственные мысли и чувства, то открывая для себя новые грани творчества поэта.

Литературная газета