Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

С Матронушкой

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: С Матронушкой
  • Автор книги: Ордынская Ирина

«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам», - так говорила, умирая, блаженная Матрона Московская. Кто сегодня не знает ее имя? Люди, которые в дни земной жизни святой прибегали к ней со своими скорбями и нуждами, ласково называли ее - Матронушка. Так зовут ее и сейчас все, кто обращается к блаженной за помощью и утешением, кто приезжает и приходит в Покровский женский монастырь в Москве, где покоятся мощи столь почитаемой народом святой. А обращаются к ней и верующие люди, и не очень. Как раз о не очень верующих людях, которые обрели веру в Бога и земное счастье после таинственной встречи со святой Матронушкой, рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию


1. «С Матронушкой» - так называется книга Ирины Николаевны Ордынской, вышедшая в свет в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник». Она рассказывает о поиске смысла жизни. По словам издателей, эта главная линия в человеческой судьбе многих приводит к Богу разными путями. Одним из маяков на этом пути для многих наших современников стала святая блаженная Матрона Московская. Судьбы героев книги пересекаются именно в поле зрения этой святой. Здесь они находят веру в Бога, а с верой - исцеление, любовь, личное счастье. Виртуозно вписывает автор в захватывающий сюжет и житие блаженной Матроны.

2. Сама Ирина Ордынская эту книгу называет романом-притчей. То есть автор предлагает нам повествование о коренных изменениях в жизни героев, содержащее в себе нравственное поучение, а точнее – мудрость, которую несет в себе христианское учение. Кроме того, Ирина Николаевна включила в ход обыденной, повседневной жизни героев, далеких от церковной жизни, чудо, которое было явлено им и послужило для обретения веры. Открывая книгу, читатели знакомятся с этими героями романа - Евгением и Софией, каждый из которых переживает самый сложный период своей жизни. Думая, что из создавшейся ситуации выхода у них нет, молодые люди приходят в Покровский монастырь, в надежде найти ответ на вопрос: как жить дальше?

3. Евгений, успешный программист, узнает о том, что он болен, и диагноз - онкология - ужасает его. Доктор настаивает на операции, но молодой человек не видит в ней смысла. Как отмечает писатель Борис Тарасов, «внезапно подкравшаяся беда заставляет Евгения переосмыслять собственную жизнь и по-новому взглянуть на время, в которое ему довелось жить. Оно кажется ему временем Содома и Гоморры, где невозможно существование праведников и где в безжалостном безразличии перемалываются жизни невинных страдальцев». «Мегаполис Москва, - размышляет Евгений, - особенно страшное место. Сжимается прессом огромного города вся грязь, что есть в людях, и взрывается. У кого преступлением, бездушием, ненавистью. У кого – болезнью».

4. Перечитывая историю Ветхого Завета об уничтожении Содома и Гоморры, Евгений отмечает, что «город в котором жил Лот, современниками не считался конченым. Жил город весело. Привык ко греху. А в нем не нашлось и десяти праведников. В Москве найдутся ли праведники? Можно ли в нашем мире сейчас найти вообще что-то святое?» Эти размышления приводят Евгения к одному, важному для него делу, - выяснить, есть ли в этом огромном мегаполисе хотя бы несколько праведников, есть ли у этого города шанс на спасение. Раздумья героя о последних временах, сопровождаемые атмосферой «жаркого столичного лета, окутанного тлеющими пожарами, дымом и гарью», приводят его к Покровскому монастырю.

5. Героине романа – Софии – с детских лет выпали совершенно не детские испытания. Сначала смерть матери, затем отца, бездомная сиротская жизнь, скитания, в которых ее сопровождал единственный друг – верный пес Рекс. В завершение всех бед – нежелательная беременность. Нежелательная потому, что еще в детстве Софья решила никогда не рожать детей, чтоб они не повторили ее судьбу. Силы ее на пределе, но она не ищет поддержки со стороны людей, так как давно разочаровалась в них. Именно в этот сложный период времени девушка также, как и Евгений, оказывается возле Покровского монастыря. Там молодые люди встречают женщину, которая каждую ночь сидит «на расстеленном прямо на тротуаре толстом ватном одеяле» и утешает людей, приходящих к ней за советом и молитвенной помощью.

6. А спустя время Софья оказывается и у мощей и иконы блаженной Матроны. Вот как об этом пишет автор: «У монастырских ворот Софья остановилась, над ними на голубой полукруглой полосе увидела надпись и прочитала ее шепотом: «Святая блаженная старица Матроно, моли Бога о нас!» Звякнули колокола сверху на колокольне. Софья перекрестилась и вошла в монастырь. Перед иконой обессиленные долгим стоянием в очереди люди преображались, от усталости на лицах не оставалось и следа, в глазах горело вдохновение. Многие опускались на колени на огороженный перед образом помост, потом подходили к иконе и, прижавшись к ней, что-то сокровенное тихо шептали блаженной. Они закрывали глаза, наверное, забывая в этот момент о мире, оставаясь со святой наедине. И старица внимала им тоже с закрытыми глазами.  

7. В этот момент никто не мешал молитве человека, не торопил его. Это было его таинство, его право на покаяние, выстраданное, выстоянное в раздумьях. Не шевелясь, Софья стояла как завороженная, не могла отвести глаз от этого зрелища. Она не представляла, что столько людей и так искренне принародно готовы признать первенство над собой Бога и Его святых. В людской цепочке к иконе почти не было старух, которых она всегда считала основными верующими. Молодые парни и девушки, зрелые мужчины, деловые женщины - люди всех возрастов и сословий стояли тут на равных. Они все о чем-то просили Бога и ходатаем за них грешных умоляли стать блаженную старицу. И не возникало сомнений в искренности богомольцев, и понятно стало: какая разница, о чем они просили, главное - верили, что их слышат».

8. Здесь в монастыре девушка узнала, что в дни земной жизни блаженной старице, также, как и ей, пришлось пережить «многолетнее бездомье, жизнь без семьи, но у Матронушки судьба оказалась еще страшнее - слепота, паралич ног». А так как матушке «самой выпала невероятно горькая судьба» - ей, по мнению Софии, легко было «понять несчастия других, остроту чужой боли». Именно в ней, чудесным образом, Евгений и София и нашли того человека, которому можно было довериться как матери и который своей праведностью может спасти Москву от участи Содома и Гоморры.

***

Как отмечает Ирина Ордынская, когда она писала книгу о Матронушке, ей захотелось рассказать не только о святой старице, но и о простых людях, наших современниках. Поэтому кроме главных героев в романе есть еще несколько эпизодических лиц, которые, как Евгений и Софья, столкнувшись с болью и несчастьями, благодаря блаженной Матроне смогли жить дальше. Это произведение удостоено высоких наград, в том числе главного приза Международного конкурса «Лучшая книга года» и «Золотого Витязя» — одноименного литературного конкурса. По мнению читателей, уже познакомившихся с романом-притчей, он понравится всем: и верующим людям, и тем, кто стоит на духовном перепутье, и подросткам, определяющим в данный момент своё место в жизни, и просто любителям качественной прозы.

У книжной полки/Телеканал "Союз"