«Себе назло»

  • Автор обзора: Анна Шепелёва / Радио "Вера"

На радио «Вера» рассказали о книге писательницы, лауреата Патриаршей литературной премии Олеси Николаевой «Себе назло».


Для почитателей таланта писательницы Олеси Николаевой её книга под названием «Себе назло» станет, возможно, своего рода сюрпризом. Причём, сюрпризом наверняка приятным: сборник рассказов выдержан в хорошо узнаваемой, можно сказать, фирменной манере Николаевой — с тонким интеллектуальным юмором при сюжетах глубоко психологичных. На обложке — симпатичный акварельный рисунок: современная дама с собачкой, прогуливающаяся вдоль Патриарших прудов. А под обложкой — женские портреты в прозе. Именно такой подзаголовок дала автор своей книге.

И вот тут-то многие, наверное, удивятся. Издававшая в последнее время произведения, так или иначе связанные с жизнью в Церкви, Олеся Николаева вдруг решила выпустить сборник, на первый взгляд, абсолютно светских рассказов. «Меня всегда поражали истории любви, — пишет автор в предисловии, — Трогали, а подчас и огорчали теми разочарованиями, которые они приносили людям, ищущим в жизни придуманных ими же самими героев». На эту тему Олеся Николаева и решила поразмышлять на страницах своей книги «Себе назло».

sebe-nazlo-zhenskie-portrety-v-proze-91971-442990.jpg

Её героини — обычные современные женщины, живущие мечтами о «прекрасном принце» и частенько готовые увидеть его образ в тех, кто на принцев тянет с большим трудом. Ситуации в итоге рождаются трагикомические — под стать чеховским, но всё же главное в них не это. А то, что писательница в абсолютно светские сюжеты, описанные светским языком, сумела вплести по-настоящему христианскую мораль. И сделала это с ювелирной тонкостью настоящего мастера. Как справедливо отметили в рецензии Издательского совета Русской Православной Церкви, выдержка из которой приводится в предисловии к книге, «христианское мировоззрение автора свидетельствует читателю, что душа ее героев — христианка».

И действительно — ведь даже не имея понятия о Божьем промысле, эти люди невольно становятся его свидетелями — как, например Марина, героиня рассказа «Симпомпончик». Ещё будучи старшеклассницей, она несколько раз сталкивалась то в трамвае, то в метро, с молодым человеком внешностью богемного поэта, поразившим её девичье воображение так, что долго ещё она безуспешно искала его и считала любовью всей своей жизни. И только будучи уже в почтенном возрасте, Марина совершенно случайно вдруг узнала, что «богемный поэт» её юности на самом деле был преступником, и что только по воле Божьей не попала она тогда в его сети.

Героини Олеси Николаевой попадают в самые непредсказуемые ситуации, однако практически в каждом рассказе автор весьма прозрачно намекает на то, что женщины, чьи портреты она так искусно зарисовала, в конце концов обязательно придут к пониманию истинной Любви, и больше уже не будут искать сомнительных приключений Себе назло.

Анна Шепелёва / радио «Вера»

Теги:
Любовь
Любовь
А мне эта книга представляется очевидной неудачей автора. Нет в ней любви, а женщины и их судьбы показаны не просто гротескно, - зло, с недоброй усмешкой.

«На обложке — симпатичный акварельный рисунок: современная дама с собачкой, прогуливающаяся вдоль Патриарших прудов. А под обложкой — женские портреты в прозе». Нет. Под обложкой — карикатура на женщину. Для чего-то автор вытащила на свет и препарировала худшие «бабьи» проявления, и безжалостно, с осуждением посмеялась над ними.
И дело вовсе не в том, что автор использует «абсолютно светские сюжеты, описанные светским языком», а в том, что такой подход вступает в явное противоречие с  православной традицией. Более того, он противоречит всему опыту русской классической литературы.
Остаётся пожелать замечательному писателю Олесе Николаевой не развивать в своём дальнейшем творчестве столь сомнительное направление.