Семена духовные
- Автор обзора: Ирина Родионова
Володихин Д.М. Средневековая Москва. Столица православной цивилизации
М.: Центполиграф, 2020. – 222 с.
В рамках основанной в 2016 году серии «Новейшие исследования по истории России» издательством «Центрполиграф» опубликовано исследование доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, члена Союза писателей России, лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрия Михайловича Володихина, посвящённое средневековой Москве как столице православной цивилизации.
В первом разделе предлагаемого вниманию читателя издания – «Иван Фёдоров и судьбы книгопечатания в Московском царстве» – повествуется о деятельности выдающегося деятеля культуры, духовного просветителя, напечатавшего первую точно датированную книгу «Апостол» в 1564 году. С датой появления именно этого издания связано установление в 2009 году Русской Православной Церковью праздника День православной книги, отмечающегося 14 марта. Праздник призван, как отметил в одном из интервью глава Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, «поднять авторитет чтения в нашем обществе, привлечь внимание современных людей к хорошей, содержательной книге, почтить труды тех, кто веками создавал наше подлинное национальное богатство».
Таким созидателем, творцом и был Иван Федоров, Москвитин, который охарактеризовал дело всей своей жизни следующим образом: «Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время своей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассеивать семена духовные по всей вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу».
Автор исследования выявляет генезис и эволюцию кириллического книгопечатания в Восточной и Южной Европе, этапы его становления в России, деятельность Ивана Фёдорова, его соратников и преемников. Первопечатником были заложены высокие стандарты книгопечатания в России. И в дальнейшем Московский печатный двор старался не опустить высокую планку, которая когда-то была поставлена Иваном Федоровым. К 30–40-м годам XVII века Московский печатный двор вышел по качеству и по тиражам на уровень крупнейших издательских предприятий Европы, что также закладывало основы становления национального образования.
Второй раздел книги «Москва как "удел Пречистой"» посвящён историософскому осмыслению роли столицы. В XVI веке Русское царство выработало три крупные философско-культурологические идеи: Москва как Третий Рим, как второй Иерусалим и как Удел Пречистой Богородицы. Эти концепты были плодом мысли московского иночества. Первопрестольная становилась духовной преемницей древних столиц, через прославление Богоматери она наследовала и более глубокие религиозные связи, так как под покровом Богородицы находился Константинополь, и со временем Богоматерь стала почитаться как главная защитница и хранительница Руси.
С конца XV столетия в России начинается напряженная духовная работа, направленная на осмысление нового места Русского государства и русского народа в мировой истории. Итогом раздумий русских книжников и мудрецов стали послания так называемого «Филофеева цикла», автором которых называли старца Елеазарова Псковского монастыря Филофея. В этих посланиях обосновывалось учение о России как «Третьем Риме», позднее названное теорией «Москва – Третий Рим».
Как справедливо отмечал А.В. Карташев, в сознании христиан «Римская империя становится рамой, сосудом, броней и оболочкой вечного царства Христова, и потому сама приобретает некоторое символическое подобие этой вечности в истории». Рим стал аллегорией мистического центра, оплота всемирно-исторической борьбы добра и зла, от выстаивания которого зависит конец света. Учения о Риме как царстве христианской истины пронизаны идеей спасения и относятся к разряду эсхатологической литературы.
«Третий Рим» – это последнее воплощение мистического странствующего христианского царства. В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь возлагалась величайшая историческая ответственность – она становилась единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска с Запада и Востока. «Третий Рим» – это всё Русское царство и Русская Церковь, наследница единой апостольской Церкви первых восьми веков её существования.
В первой четверти XVI века появляется «Сказание о князьях Владимирских», в основе которого лежат две легенды. Первая – о происхождении Рюриковичей и, следовательно, московских великих князей от римского императора Августа. Вторая легенда доказывает, что царские регалии – царский венец, бармы, золотая цепь, крест от древа распятия и сердоликовая шкатулка, принадлежавшая Августу – достались московским великим князьям через Владимира Мономаха от его деда византийского императора Константина IX.
«Сказание о князьях Владимирских» не только обосновывает династические права московских великих князей на царский титул. Главное заключается в том, что московские государи объявляются наследниками мистического «Первого Рима», ибо их родословие возводится до римского императора Августа. А права на наследие «Второго Рима» утверждаются фактом передачи Владимиру Мономаху царского венца и других регалий византийским императором Константином. Следовательно, именно московские государи получают все права на то, чтобы их государство – Московская Русь – являлось единственной хранительницей истинной веры. Тем самым перехватывалась инициатива у западноевропейских монархов и государств, тоже издавна претендующих на «римское» религиозно-мистическое наследие.
В третьей главе «Идеи царственности и покаяния. Москва в Смутное время» историк знакомит читателей с периодом испытаний, которые пришлось пережить столице православного царства в начале XVII века. В четвёртой главе «Москва в нарядах посадского барокко» значительное внимание уделено архитектуре города. Приложение содержит «Надписи на русских книгах кириллической печати XVI века».
Этот информационно насыщенный историософский труд будет интересен и полезен самому широкому кругу читателей, станет прекрасным подаркам всем, кто неравнодушен к русской истории, вдохновляя на дальнейшее изучение истории Отечества.