Школа Божиих заданий
- Автор обзора: Мария Хорькова/Православное книжное обозрение
Рецензия на книгу протоиерея Федора Бородина «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка» опубликована в журнале «Православное книжное обозрение»
Семье протоиерея Федора Бородина приходится задумываться над вопросами воспитания гораздо чаще, чем среднестатистическим родителям — ведь у него восемь детей! И именно личный опыт, истории и размышления составляют безусловную ценность этой книги.
Интересно, что протоиерей Федор Бородин в равной мере уделяет внимание двум аспектам воспитания: бытовому и духовному. Кроме того, он пишет не только о том, как родителям нужно воспитывать ребенка, но и о том, как рождение детей меняет взрослых на самом глубинном уровне, перестраивая в том числе их отношения с Творцом.
«Ребенок растет и ставит перед тобой все новые задачи — вернее, Бог через твоего ребенка», — отмечает священник. Уважение к уникальной личности детей, признание за ними права выбора — принципиальная позиция автора. «Даже умиляясь на ребеночка, который с удовольствием слушает молитвы и причащается, родителям нельзя забывать: мое дитя — отдельная вселенная со своим путем к Богу. И буквально с первых дней надо научиться уважать эту отдельность. <…> Ребенок вырастет и будет выбирать сам. Как бы ни вел себя папа, как бы ни вела себя мама, решение будет только его, и оно будет совершаться пред очами Божиими», — предупреждает он.
Конечно, родители могут и должны показать ребенку пример жизни с Богом — тогда, даже если чадо, взрослея, будет переживать период сомнений и охлаждения веры, он будет знать, куда вернуться. А показать, каково жить по Заповедям — это «дать опыт жизни в пространстве, согретом любовью, чтобы на этом опыте дети потом строили свою семью, дотягивали ее до родительского стандарта». В основе такой семьи, считает автор, непременно положен принцип жертвенной любви (а не принцип получения чего-то от другого человека будь то молодость, красота, интересная беседа или вкусный ужин). Поэтому такая любовь со временем не истощается. А научиться любить жертвенно, служа другому, можно, если не бояться обрести радость в том, чтобы наступить на свое «хочу» и «я так решил». И упражняться в такой любви протоиерей Федор Бородин советует еще до рождения первенца.
К вопросу о семейной иерархии автор относится достаточно консервативно: он считает, что главенство мужчины установлено Богом, и счастлива «только та женщина, которая это понимает». «Главный — не значит лучший, — уточняет он, — как раз лучшая чаще всего женщина, и ближе к Богу…», но авторитеты рушатся одновременно: если мама не слушается папу, дети не будут слушаться такую маму, а папу тем более. При этом протоиерей Федор Бородин ратует за бережное отношение к женщине, отмечая, что «мы, мужчины, не умеем сейчас практически никто быть нормальным главой семьи». Предупреждая, что когда на отсутствие положительного примера в личном опыте накладывается искаженное трактование Библии, он приводит пример молодого мужа, который так кричал на свою жену и стучал кулаком по столу (потому что написано, что жена да боится своего мужа (Еф. 5:33), что сломал руку и долго потом ходил в гипсе. Вообще по мнению священнослужителя, увлечение библейскими цитатами часто заводит в тупик: «А Евангелие-то состоит не из цитат! Оно цельно». Приближаться к евангельскому идеалу он советует через заботу о близких, принятие ответственности за семью: «папа должен понимать, что его христианство распределено между работой, храмом и кухней. Оно проявляется в том, что он готов служить, хотя, скорей всего, не любит готовить и мыть посуду. Папе надо постараться обеспечить это радостное домашнее тепло».
Подробно пишет отец Федор и о распространенных «камнях преткновенния», сопровождающих быт христианской семьи. Например, о том, как поститься беременным и кормящим женщинам. На примере этой ситуации показывается, что «сложности» могут стать стимулом для более глубоко и индивидуального осмысления отдельных моментов аскетики: часто строгие постницы вдруг осознают, что пост для них раньше состоял прежде всего из пищевых ограничений, как непомерно много эти ограничения занимали места в их прежнем посте. Тогда начинается поиск того, как изменить свою жизнь, чтобы сделать время поста благодатным.
Попутно в книге разоблачаются некоторые «суеверия» — например, рассказывается, что в Церкви нет канонов, регламентирующих выбор того или иного имени для ребенка.
Практически единственное, в чем протоиерей Федор Бородин бескомпромиссен, — это необходимость непрерывной молитвенной жизни. Исполнение утреннего и вечернего молитвенного правила он считает предельным минимумом, который нужно выполнять, а вот посещение богослужений для людей, у которых есть дети, неизбежно осложнено, и к этому стоит относиться с терпением. Однако недостаточность соборной молитвы придется «компенсировать», например, Иисусовой молитвой: «Родители, как и любой христианин, должны навыкать ей, пользоваться великим даром, который у нас есть. Едешь в троллейбусе, чистишь картошку, моешь полы или посуду — читай Иисусову молитву».
«Сейчас нормальная семья развалена», — с болью констатирует автор. Но он уверен, что если верить в Бога, молиться и доверять Ему, то Бог поможет. Неизбежны трудности переходного возраста, конфликты, материальные проблемы. Но у родителей, которые любят ребенка ради Бога и него самого, всегда, уверяет автор, будут «рычаги воздействия», и ребенок с таким и родителями связь не разорвет. Тому, как возрастить именно такие, здоровые семейные узы, и посвящена книга протоиерея Федора Бородина.
Издательский совет Русской Православной Церкви