Хорошо вместе!

Автор: Романова Ирина Все новинки

Символ новой России в центре Франции

  • Автор обзора: Наталья Иртенина

Кривошеина К.И. Золотые купола над Парижем.
М.: Эксмо, 2019. 144 с. (сер. «Православная библиотека»)


Русские золотые купола-луковки с крестами на фоне Эйфелевой башни в Париже?! Еще 10-15 лет назад о такой фантастической картинке можно было только мечтать. Но в 2016 году мечта многих православных, русских эмигрантов всех волн XX века и их потомков, стала реальностью, будничной и одновременно праздничной. Собор Святой Троицы радует взор не только православных жителей французской столицы и туристов, но и парижан иных конфессиональных или внерелигиозных предпочтений. Особенно довольны гиды и таксисты: теперь можно рассказывать приезжим о новой великолепной и необычной достопримечательности Парижа, отменно вписавшейся в городской ландшафт недалеко от моста, носящего имя русского императора Александра III. 

Книга Ксении Кривошеиной знакомит с историей этого собора. Автор – свидетель и непосредственный участник событий, приведших к его рождению. Отечественному читателю Ксения Кривошеина знакома как православный публицист и писатель, номинант Патриаршей литературной премии 2016 года, исследователь, занимающийся духовным наследием архиепископа Василия (Кривошеина), дяди ее супруга, и судьбой монахини Марии (Скобцовой), героини антифашистского Сопротивления во Франции. Книга «Золотые купола над Парижем» стала призером церковного конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание» (диплом III степени).
А поскольку история появления Свято-Троицкого собора прочно вписана в историю русской эмиграции и Православия во Франции, книга получила роль своеобразного путеводителя по теме русского присутствия в Париже, в этой «культурной Мекке» российской интеллигенции, и вообще теме русско-французских взаимовлияний со времен царя Петра I. Но в центре внимания автора, конечно же, драматическая история укоренения русского Православия на французской почве после «Великого Исхода» – и изгнания миллионов русских из России, охваченной революционным и постреволюционным террором. 

Книга имеет подзаголовок: «Колыбель православия в центре Европы». Что имеется в виду под «колыбелью»? Не Париж и даже не выросший посреди него в XXI веке духовно-культурный центр с собором Святой Троицы. А те русские церковные приходы, что создавались эмигрантами первой волны в 1920-х и 1930-х годах с двоякой целью. Во-первых, быть духовным прибежищем для русских людей, лишившихся родины, помочь им не утратить веру и национально-религиозную идентичность. И, во-вторых, сохраняя русские церковные традиции, свидетельствовать об истине Православия в иноконфессиональной среде – а французское общество тех лет было не просто иноконфессионально, но стремительно обезбоживалось, на законодательном уровне рвало с христианством, травило и изгоняло своих верующих. У русских православных эмигрантов родилось тогда присловье: «Мы не в изгнании – мы в послании»… 

Да, Промыслом Божьим русское рассеяние стало не только трагедией миллионов, но и миссией, оно несло Православие в иные страны, по всему миру. Увы, эта миссия также была омрачена разделениями. Постепенно русские приходы во Франции раскололись на три части. Одна часть стала Русской Православной Церковью За границей, порвав литургическое единство с материнской Русской Церковью. Другая часть образовала Архиепископию православных русских приходов в Западной Европе с центром в Париже и ушла под руку Константинопольского патриарха, забрав русские храмы во Франции, в том числе прекрасный парижский собор Александра Невского, выстроенный еще в XIX веке. Третья, самая небольшая, часть сохранила верность Московскому Патриархату, позднее составив Корсунскую епархию РПЦ. Несколько десятилетий, до падения СССР, она терпела поношения как «советская, красная Церковь». Все это время прихожане Корсунской епархии в Париже ютились в «самодельном» храме Трех Святителей, сооруженном в подвальном гараже, а затем на первом этаже того же здания. 

Только в XXI веке эти разделения, раны, нанесенные телу Русской Церкви, начали исцеляться и срастаться. В 2007 году был подписан акт о воссоединении РПЦ и РПЦЗ. Тогда же Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II начал переговоры с французским правительством о том, что растущей православной общине Парижа, уже не вмещавшейся в Трехсвятительскую церковь, необходим новый, просторный храм. Несколько лет после этого были наполнены надеждами, тревожным ожиданием, сомнениями, язвительными статьями в СМИ со стороны противников-французов.

С 2016 года собор Святой Троицы на набережной Сены стал сердцем Православия во Франции и, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который освящал его, «символом новой России и возрожденной Русской Церкви». Добавим, не просто возрожденной, но объединенной, уврачевавшей разделения и нестроения XX столетия. В некотором смысле книга «Золотые купола над Парижем» частично содержит уже устаревшую информацию, поскольку осенью 2019 года Архиепископия русских приходов Западной Европы Константинопольского патриархата, в лице ее предстоятеля и большинства приходов, выразила желание воссоединиться с Русской Православной Церковью, перейти под омофор Патриарха Московского. 

По страницам книги проходят люди русской эмиграции, известные и не очень: первоиерархи, в том числе те, кто изначально решал судьбу русских православных общин во Франции, прихожане, священники, иконописцы, философы, богословы, церковно-общественные деятели, подвижники антифашистского Сопротивления. Звучат воспоминания владыки Антония Сурожского и Святейшего Патриарха Кирилла об обитателях «святого подвала», как называли «гаражный» храм Трех Святителей. Исторические справки перемежаются с официальной хроникой, страницы личных переживаний и наблюдений автора – с торжественными речами предстоятелей Русской Церкви, подробности проведения конкурса на лучший проект собора – с архитектурными описаниями. А собор действительно необычен: русские купола в сочетании с современным европейским стилем. Для русского православного глаза это слишком непривычно. Но по сравнению с новыми христианскими церквями в Европе – многоугольной кубатурой, которая опознается как культовое сооружение лишь по скромному изображению креста на стене, – парижский собор с матово-золотыми луковками – чудо традиционализма! 

Бургундский камень, которым облицован собор, будто впитал в себя, говоря словами автора книги, все «испытания, выпавшие на долю всех православных в Западной Европе». Однако судьба его – быть не только свидетельством русского промыслительного изгнанничества и странничества, но и, по эмигрантскому присловью, стать «посланием», светом Православия для Франции – той Франции, которая в последние два с лишним столетия была и остается западноевропейским авангардом расхристианивания, левого политического и религиозного бунтарства. Зачем Русская Церковь строит сейчас так много храмов? – этот недоуменный вопрос многих неверующих повторил в своей речи после освящения собора Святейший Патриарх Кирилл. «А мы отвечаем: потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация... как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру». Это справедливо как для русских в России, так и для русских в эмиграции. Об этом тоже будет всегда свидетельствовать, пока стоит, собор Святой Троицы в Париже. 

Фото на обложке - Charles Platiau/Reuters