Сказка о небе

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"
  • Книга: Сказка о небе
  • Автор книги: Чинякова Галина

Святитель Николай Сербский сложил молитву, в которой есть такие слова: «Длинны, бесконечно длинны разговоры, а мораль — в единственном слове. Ты это слово, Бог Слово. Ты — мораль всех разговоров. Что пишут звезды на небе, о том шепчет трава на земле. Что вода морская напевает в своих струях, о том же бурлит пламя в недрах земных. О чем минувшее пове­дало и ушло, о том же нынешнее говорит и уходит. Единая сущность у всего сущего, одна мораль во всех притчах. Всякая тварь — сказка о небе. Смысл всех ска­зок — Ты. Ты — безграничность всех притч. Ты — краткость всех притч. Ты — слиток золотой на берегу каменистом...» Эти слова святителя могут стать эпиграфом к книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется - «Сказка о небе».


1. «Сказка о небе» - это книга о том, как творение Божие: при­рода, мир диких зверей и домашних животных, птиц поднебесных и рыб морских — слушается святых угод­ников Божиих и служит им. В этом издании представлена подборка рассказов, в которых описываются события библейской и церковной истории, а также случаи из житий святых. Все рассказы связаны единой темой: послушания мира природы Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим. Издание адресовано широкому кругу читателей.

2. Автор-составитель книги - Галина Павловна Чинякова — заведующая сектором редкой книги Третьяковской галереи. Пишет статьи, помогает художникам и реставраторам в их деятельности. Автор книг «Благодарная память сердца», «Горение ко Христу», «Тихая голубка» и другие. В предисловии к этой книге Галина Павловна пишет: ««В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста» (Быт. 1:1-2). Постепенно, за шесть дней, Господь создал прекрас­ный мир и осветил его Своим Божественным светом. Заволновались моря, закружился хоровод небесных светил. Земля покрылась ковром причудливых растений, в воде и на суше появились живые существа. Создатель залюбовался Своим творением.

3. Последним Он создал человека — по образу и подобию Своему. Как любимому сыну, Господь даровал ему власть над сотво­ренным миром. Всех животных и птиц Бог привел к чело­веку, чтобы видеть, как он назовет их. Человек, как господин природы, дал имена всем птицам небесным и зверям земным. Мир и согласие царили на земле. Солнце мягко и теп­ло освещало днем чудесный сад, луна нежно серебрила его ночью. Ясные звезды виноградными гроздьями рассыпались по небу. Птицы склевывали яркие плоды с райских деревьев и радостно щебетали хвалу своему Создателю. Звери щипали шелковые душистые травы и на все лады воспевали Творца. Казалось, во всеобщей гармонии была слышна Божественная мелодия.

4. Все было дозволено человеку в раю, только об одном предупредил его Бог: не трогать плодов с дерева, произ­раставшего посреди райского сада. Но пришел горестный день. Наученный хитрым змием, человек оскорбил своего Создателя и Отца непо­слушанием и непокорством. Первые дети Божии — Адам и Ева — попробовали запрещенный плод и не захотели просить прощения у Господа. Горделивым упрямством человек сам разорвал нить доверчивой любви, которая соединяла его с Богом, а вме­сте с Ним и со всем Божиим творением. Грех человека повлек за собой страх, недоверие и смерть на земле. С тех пор страдает и стонет природа, дожидаясь сво­его освобождения. Настанет день, когда она вновь соеди­нится в величавой гармонии согласия со своим господи­ном в Царстве Божием.

5. А до того времени лишь люди, которые очистили свои сердца и стали жилищем Святого Духа — святые, угод­ники Божии, — восстанавливают прерванную живую связь с Богом и Его созданиями. Только святым с лю­бовью и доверчивостью покоряется природа, повинуясь живущему в них Духу Божию. О них и рассказывает эта книга. Расскажем лишь о нескольких из них, относящихся к нашему недалекому прошлому. Одна из удивительных историй произошла в самом начале Второй мировой войны, когда немецкие и италь­янские фашисты оккупировали Грецию в 1940 году. Отряд, державший оборону, получил приказ командования занять высоту в горах для создания плацдарма.

6. «Едва солдаты заняли позицию, как начал падать густой снег, и шел он безостановочно два дня и две ночи. Вскоре некоторые сугробы стали достигать двухметро­вой высоты. Люди оказались отрезанными от основ­ных частей, без связи и совершенно без продовольствия. Через пять дней они поняли, что спасти их может только чудо. Сержант достал из-за пазухи небольшую икону Пресвя­той Богородицы и, подняв ее вверх, приказал всем стать на колени и умолять Матерь Божию о милосердии. Все пали на колени и, кто как умел, просили Богоро­дицу о спасении от голодной смерти. Внезапно горячую молитву прервал странный звук: в отдалении зазвенел колокольчик. А по прошествии нескольких минут к ним подошел большой, тяжело навьюченный мул. В это невоз­можно было поверить. Глаза многих наполнились сле­зами: Матерь Божия так скоро услышала их мольбу. Мул был нагружен хлебом, сыром, консервами и мно­гими другими продуктами».

7. Другой замечательный случай произошел с прп. Кукшей Одеским во время пребывания его в лагере. «Наступила Святая Пасха. Батюшка шел по зоне, пошатываясь от голода. Весеннее солнышко тепло согревало землю, снег начал таять. От истощения и смертельной усталости старец почти не чувствовал тепла. Его сильно знобило. За колючей про­волокой повара несли на головах подносы со свежими пирогами, испеченными для охранников. Запах пече­ного теста кружил голову, к горлу подступала тошнота. Над блюдами летали вороны. Отец Кукша взмолился: «Ворон, ворон, ты питал про­рока Илию в пустыне! Принеси и мне кусочек пирога!» Внезапно над его головой раздалось хриплое карканье, и к ногам батюшки упал кусок пирога. Умная птица ста­щила его с подноса у повара. Старец со слезами поблагодарил Господа, поднял пирог и утолил мучительный голод».

8. И еще одна история. «Один из самых благоговейных и кротких кавказских старцев нашего времени - архимандрит Херувим (Барабуля) - любил природу и с удовольствием ходил на прогулки в лес. В Ахкерпи у батюшки был небольшой огородик, который он старательно возделывал. Одно время из леса к нему на огород повадился ходить медведь, который вредил огороду, таскал овощи. Старец подкараулил зверя и по-детски стал его усовещивать, уговаривать, не красть чужое: «Ты что же меня обижаешь? Ты при­ходи, я буду так тебя кормить!» Пристыженный лесной гость привязался к отцу Херувиму и приучился, есть из его рук».


Преподобный Паисий Святогорец говорил, что животные чувствуют, что их любят, и смотрят на любящих их людей как на своих друзей. В раю, до грехопадения, животные и были друзьями человека. Все животные были кроткими и одичали только после грехопадения». А святитель Николай сербский отмечает: «Природа нейтральна к людям. В согласии с челове­ческим характером она настраивает свой характер. Как какое-либо желание, мысль или страсть дей­ствуют на все тело человека, так и его характер, настроение, вера и нравственность воздействуют на природу. Человеческая злоба может наполнить природу злобой, а милость — милостью. Поэтому к святым людям природа всегда милостива, к нечестивым и злонамеренным — беспощадна». Подтверждением этих слов святителя служат рассказы, собранные на страницах этой книги.


Телеканал "Союз"