Сказки в подарок

  • Автор обзора: Валентина Курицина

Сказки Пушкина в иллюстрациях художников русского модерна.
М.: «Наука», 2023. - 291 с., ил.


В 2024 году в номинации «Лучшая книга для детей и юношества» конкурса изданий «Просвещение через книгу» была отмечена подготовленная и выпущенная издательством «Наука» книга А.С. Пушкина «Сказки. Руслан и Людмила. В иллюстрациях художников русского модерна: Н. Бартрам, И. Билибин, Н. Богатов, Б. Зворыкин, В. Курдюмов, С. Малютин».

Увеличенный формат, твердый переплет, красивая тканевая обложка, мелованная бумага – все это делает издание по-настоящему подарочным и довольно ощутимым по весу. Это книга-подарок, книга-событие, но не издание, которое запросто можно взять с собой и читать где угодно.

Почему это книга-событие? Приведу цитату из послесловия, написанного директором издательства «Наука» Н.Н. Федосеенковым: «Книга эта уникальна. Впервые под одной обложкой собраны иллюстрации, выполненные художниками прошлого века, работавшими в «русском стиле» и сохранившими глубокие традиции национального искусства. Это очень разные художники: если Иван Билибин не нуждается в отдельном представлении, а возвращение имени умершего в оккупированном нацистами Париже Бориса Зворыкина уже можно считать состоявшимся фактом, то творчество Валерия Курдюмова, Сергея Малютина, Николая Богатова, Николая Бартрама едва ли знакомо кому-то за пределами узкого искусствоведческого круга; многие их иллюстрации не издавались в России более ста лет».

Книга включает в себя поэму «Руслан и Людмила» и четыре сказки. Это «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
Издание дополнено послесловием «Время собирать камни…» директора издательства «Наука» Н.Н. Федосеенкова, статьей доктора искусствоведения Д.Я. Северюхина «Пушкин в иллюстрациях художников русского модерна», биографиями художников, составил которые также Д.Я. Северюхин.

Книга будет интересна филологам, искусствоведам, историкам книжного дела и вообще историкам: среди авторов иллюстраций есть люди, которые оставили в истории и культуре след не только как художники.

Послесловие и статьи насыщены информацией, сведениями, поэтому роль издания в деле просвещения очевидна, и его награда в рамках конкурса «Просвещение через книгу» это подтверждает. Читатель в какой-то мере погружается в описываемое время – годы, когда творили представленные в книге художники, а также получает знания из истории иллюстрированной книги, в том числе детской книги, в разные века.

Красивый орнамент на каждой странице, хорошее оформление, большое количество иллюстраций способствуют тому, чтобы книга воспринималась как настоящий ценный подарок. Удобный для чтения шрифт, довольно крупные буквы делают книгу доступной читателям разного возраста кроме уж совсем малышей.

Книга хороша, прекрасно подготовлена, ее основой стала серьезная добросовестная работа – в этом сомнений нет. И подержать ее в руках, почитать, полюбоваться, купить себе, если позволяют материальные возможности, как книгу-событие в мире культуры – все это настоящий праздник для библиофила.

Но я рекомендовала бы предварительно внимательно полистать издание, если оно планируется к покупке как книга сказок для чтения с детьми или если взрослые собираются читать сказки для себя, в удовольствие. У меня как у читателя к почти каждому любимому автору или произведению для детского чтения (а сказки все-таки чаще читают детям) есть свой почти настолько же любимый художник-иллюстратор. Например, самый-самый «мой» Самуил Маршак – это издания с иллюстрациями Владимира Лебедева зрелого периода творчества.

В восприятии сказок далеко не все рационально. Сердце должно откликаться не меньше, чем ум. Художник должен стать «твоим», особенно в детской книге. И иллюстрации разных авторов, а здесь они иногда даже на одном развороте, в книге сказок одного автора для кого-то подойдут и станут прекрасным вариантом, а для кого-то – нет.

Именно для чтения в удовольствие мне все-таки больше подходит один художник во всей книге А.С. Пушкина. Самым «моим» художником для пушкинских произведений как был, так и остался Борис Зворыкин.

Но это субъективный взгляд. Сборник красив. И именно такой – с разными иллюстрациями – думаю, завоюет умы и сердца многих читателей.

Издательский совет