Скорбь во спасение, или суслик на шелку
- Автор обзора: Анастасия Чернова
«Мы решились искать спасения…» Письма преп. Амвросия Оптинского в Ахтырский Гусёвский монастырь Е.Н. Годейн и игумении Нине (Труновой)
авт. предисл., сост. свящ. Евгений Агеев. – Урюпинск: Издательство Урюпинской епархии РПЦ, 2018. – 256 с.
Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. В них он давал духовные наставления, перелагал святоотеческие поучения на языке, понятном современникам, сердечно и тепло делился собственными переживаниями. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение», а затем издавались небольшими сборниками. То, что предложено в книге «Мы решились искать спасения», уже публиковалось в двух томах фундаментального дореволюционного издания «Собрания писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим» (1908–1909). Однако переиздание – с уточнением дат и некоторых деталей – представляется особенно важным и необходимым именно сегодня, в наше время.
Дело не только в том, что здесь мы найдем ответы на многие вопросы современной духовной жизни, но еще и в особой актуальности ракурса. В начале ХХI века возрождаются многие монастыри, нередко это происходит «с нуля». Нужно расчищать территорию, вновь строить храмы, а затем… как-то строить общинную жизнь, принимать насельников. Эта ситуация почти точно повторяет судьбу первых монахинь Гусёвского Ахтырского монастыря, которым и адресованы письма прп. Амвросия Оптинского. Те трудности, с которыми столкнулись сестры, думается, не понаслышке знакомы и нашим современникам. Матушки стояли в начале пути, строили обитель, укрепляли стены – как внешние, так и внутренние, духовные.
Изданные письма адресованы Елизавете Николаевне Годейн, которая происходила из знаменитого дворянского рода, и игумении Нине (в миру – Марии Яковлевне Труновой). Их судьбы крепко связаны с Гусёвским Ахтырским монастырем, основанным в 1860-х годах на землях нынешнего Ольховского района Волгоградской области.
Елизавета Николаевна желала оставить суетный мир и уйти в монастырь. Тогда прп. Амвросий направил ее в эту далекую сельскую обитель, расположенную между Волгой и Доном. По благословению старца Елизавета Николаевна жертвовала монастырю огромные суммы, фактически спасая его от исчезновения. Для этого она продала три своих родовых имения под Москвой, а затем переехала в Гусёвку. Благодаря ее помощи был построен храм с колокольней.
В то время община находилась еще в процессе становления, и на этом пути ее ожидало множество трудностей и скорбей. То Елизавета Годейн негодовала, что ее средства тратятся, как ей казалось, неэффективно, то настоятельница Нина собиралась уйти в безмолвие и уединение, оставив сестер без должного окормления. «Советую тебе потерпеть еще на настоятельстве, которое есть послушание,.. пока не окрепнут сестры в обители и не окажется… способная заменить тебя», – писал тогда прп. Амвровсий.
Узнаваем «почерк» старца Амвросия, его образное меткое слово с искоркой юмора. «Хорошо бы, новая матушка Нина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, и при этом душевная тишина хранима».
Сестрам приходилось очень трудно, поэтому сквозная тема писем – размышления на тему необходимости несения креста, пользы от болезней, а также телесных и душевных скорбей. Старец учит правильно относиться ко всем напастям и не унывать. В пример он приводит… гуся. «При этой жизни не раз придется вспомнить поговорку: спросил бы зимою у гуся, не зябнут ли у него ноги? А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а все-таки так или сяк зимы переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает».
Тон писем очень добрый и доверительный. Преподобный Амвросий не столько указывает, наставляет, сколько делится собственными размышлениями и переживаниями. Пишет о том, что и ему трудно, что и он болеет. В Вологодской области существует поговорка: «Бог впереди, товарищ позади». Такие слова произносят местные жители перед тем, как отправиться в лес. Смысл этой современной поговорки раскрывается в одном из писем старца: «Как будет дальше, а теперь будто у тебя пока идет Божественное впереди, а затем уже человеческое. А у меня шло и доселе идет все напротив – сперва угождение человеческое, на которое тратится почти все время, а потом уже на Божественное недостает ни досуга, ни времени, ни сил». Вот и получается: наши пословицы содержат в краткой форме целое поучение. Только расшифровать их еще хорошо бы правильно. Здесь не только призвание помощи Божией, но и расстановка акцентов в жизни человека, человеческого (товарищеского) начала и божественного. Что окажется важнее?
Особое внимание уделяется стяжению смирения. Каждое письмо озаглавлено так, что даже содержание собрания писем само по себе оказывается уже поучительным. Как когда-то названия букв церковнославянского алфавита выстраивались в целое послание (аз, буки, веди…), указывали направление жизни, так и здесь. Посмотрев оглавление, сразу можно понять, что полезно, а что нет. «Надо терпеть», «Воздержание необходимо», «Мир души – в смиренном терпении», «Польза поста», «Утомление от трудов полезно», «Польза болезней», «Терпение скорбей спасительно», «Без скорби не спасешься», «Некоторые от малодушия бегут с трудного пути» и т.д.
Может возникнуть ощущение, как от одной популярной интернет-картинки: заходит девушка в церковную лавку, а там до потолка книги: «Умение умирать», «О покаянии», «Таинство смерти», «В горниле страданий»…
– Про любовь есть что-нибудь? – спрашивает она прислужницу в черном (а то!) платке.
Но впечатление – обманчивое. Несмотря на кажущуюся «скорбность» оглавления, письма прп. Амвросия светлые и жизнеутверждающие. Он учит, как преодолеть скорбь. Как сделать так, чтобы она стала во спасение. Автор не упускает повода напомнить об этом. Вот он посылает в подарок настоятельнице картину, вышитую на материи шелками – «скороходящего странника с бегущими впереди сусликом и сидящими на деревах кукушкой и горлицей». И сопровождает такими словами: «Смотря на эту картину, можешь придумывать себе разные толкования: как кукушка кукует, как горлица воркует, как суслик бегает или, стоя на задних лапках, свистит и как скороходящий странник спешит своих присных навестить. Но скажу тебе: придумывай толкования такия, которые располагают к утешению, а не такия, которые наводят уныние, от которых, по псаломскому слову, находит дремота душевная».
Иногда на страницах писем отражаются исторические события. Например, убийство царя Александра II. «Не знаю, что вам написать об ужасном настоящем времени и жалком положении дел в России», – восклицает старец. Он говорит о том, что злодеи заражены духом антихристовым, а далее показывает схему развития разрушительного духа. Выделяет отдельные этапы: «Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших Православную Церковь, и особенно через злых ариан, людей образованных и придворных; а потом действовал хитро через образованных масонов; а наконец теперь, через образованных нигилистов, стал действовать нагло и грубо, паче меры». Через кого сегодня действует дух антихриста? И в какой форме? Рассуждения старца о повиновении власти, границах свободы и антихристе, который «должен прийти во время безначалия на земле» наводит на определенные мысли. И, если читать внимательно, мысли эти будут своевременными.