Слова о милосердии
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: Слова о милосердии
- Автор книги: архимандрит Наум (Байбородин)
М.: Сибирская Благозвонница, 2022. – 125 с.
Известный в России и далеко за ее пределами духовник, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры отец Наум (Байбородин) говорил своим духовным чадам: «Главная добродетель, за которую Господь обещает вечное блаженство, есть любовь и милость к ближним, потому что это основание и веры в Бога, и любви к Нему...» Старец часто читал труды святых отцов и делал выписки из их творений. Так он собрал под одной обложкой изречения святых отцов Церкви, которые были посвящены значению милосердия в духовной жизни человека. Книгу с этими изречениями мы и предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Слова о милосердии».
1. Автор-составитель этого небольшого сборника, архимандрит Наум был принят в число лаврской братии на Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября 1957 года. Под покровом Божией Матери Батюшка трудился ровно 60 лет и в канун Покрова — 13 октября 2017 года — отошел ко Господу. С первых дней в монастыре послушник Николай начал очень строго подвизаться, а потому довольно скоро, через год, был пострижен наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) с именем Наум в честь преподобного Наума Радонежского, ученика преподобного Сергия. В течение семи лет после пострига монах Наум ни разу не вышел за ворота Лавры.
2. Никогда не пропускал он братских молебнов, начинавшихся в 5:30 утра, успевая до этого прочитать в своей келии несколько глав Евангелия. Точно так же неопустительно посещал ежевечерние богослужения и, даже будучи больным, не позволял себе послаблений. Выполняя разные, в том числе и очень трудные, послушания, батюшка духом своим всегда старался предстоять перед очами Божиими, подражая преподобному Сергию, про которого в акафисте говорится: «Радуйся, пред лицем Божиим, яко раб пред Господем, ходивый; радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем, шествовавый». Хождению перед Богом отец Наум учил и своих духовных детей.
3. Его диссертация «Сокровенная жизнь и богопознание по "Добротолюбию"» была не только теоретическим трактатом, но и его личной духовной практикой на протяжении шестидесяти лет монашества, он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы. Лаврский архимандрит Захария (Шкурихин) сказал о его молитвенном подвиге: «В монастыре тесное общение между братией. Всегда видно, молится человек или просто ворон считает. Отец Наум молился». Господь рано благословил Своего раба и даром прозорливости. Многие люди отмечали: все, что говорит этот монах, лучше исполнить — себе же во благо. На исповедь к молодому иеромонаху (он был рукоположен 8 октября 1959 года) потянулось множество людей. Он открывал им волю Божию — благую и спасительную.
4. Архимандрит Наум учил, что всякий человек для своего спасения должен пройти путь очищения и освящения — через исполнение заповедей, пост и воздержание, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву и достойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум говорил, что нужно не только оставить страсти и избегать явных грехов, но и умом, мыслями соблюдать себя в святости, отгоняя греховные, нечистые и суетные помыслы и непрестанно вознося к Богу молитву Иисусову. Учил он и милосердию, собирая для назидания верующих изречения святых отцов на эту тему. Как говорится в предисловии этой книги, «милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных.
5. Милосердие имеет много видов проявления, ибо есть неравенство, а любовь с благочестивым милосердием покрывает всё: если не будет милосердия, то всё погибнет и истребится. По словам святителя Иоанна Златоуста, милосердие есть поистине царица, делающая людей подобными Богу; она легка и быстролетна, имеет золотые крылья и полет, услаждающий Ангелов: она летает, как голубь, золотой и живой, одаренный нежным взглядом и кротким оком; нет ничего прекраснее этого ока. Оно заповедано в Священном Писании. Так в книге пророка Михея мы читаем: О, человек! сказано тебе, чтó - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. А апостол Петр учит нас: Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды.
6. Как отмечает отец Наум, «милосердие вменено в обязанность примером Бога: итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, - учит Спаситель. Милосердие приятнее для Бога, нежели жертвоприношения, и об этом Он Сам говорит: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Милосердная душа умудряется Богом. Милость, смирение и любовь имеют одинаковое свойство. Творящий дела милосердия делает благо себе самому: человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою; милосердый обретает жизнь, правду и славу, получит и само милосердие, по слову Господа: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный.
7. В этой книге представлено две проповеди отца Наума о милосердии. Батюшка говорит об этой добродетели словами Священного Писания, святых отцов, а также находит примеры проявления милосердия в житиях святых, например, святители Иоанн Милостивый и Павлин Милостивый. Так, святителю Иоанну в юности явилось в видении в образе прекрасной девы Милосердие Божие, и всю свою жизнь угодник Христов посвятил делам милосердия: выкупал пленников, ежедневно кормил несколько тысяч бедных и больных и для благотворения сам усердно искал нуждающихся. Святитель Павлин выкупал пленных, и, когда у него не было средств выкупить сына бедной вдовы, он, милосердуя о невольнике и его матери, сам пошел в рабство вместо того юноши.
8. Однако, как отмечает отец Наум, милосердие - это не только подаяние милостыни. Милосердие велико и всеобъемлюще и включает в себя любое проявление любви к творению Божию. Служение словом утешения, увещания, назидания есть духовная милостыня и, по свидетельству Священного Писания, выше телесного благотворения. Особенно если это слово, вкупе с терпением, прощением, мудрым руководительством и добрым примером, располагает согрешающего к покаянию и исправлению.
***
По словам издателей, этот бесценный труд известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, архимандрита Наума (Байбородина), познакомит читателей с высказываниями об одной из добродетелей. Ценность этой книги заключается в том, что отец Наум, как всякий подлинно православный подвижник и учитель, не стремился в своих поучениях «говорить от себя», но основывался на предшествующей многовековой святоотеческой традиции, воспроизводя ее не механически, но пропуская через свой многолетний высокий духовный опыт. Поэтому эта книга о. Наума представляет собой как бы краткую авторскую комментированную выборку всего самого важного и нужного, что необходимо, как он считал, знать современному человеку о милосердии.
Телеканал "Союз"/У книжной полки