Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Слова о милосердии

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Слова о милосердии
  • Автор книги: архимандрит Наум (Байбородин)

М.: Сибирская Благозвонница, 2022. – 125 с.


Известный в России и далеко за ее пределами духовник, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры отец Наум (Байбородин) говорил своим духовным чадам: «Главная добродетель, за которую Господь обещает вечное блаженство, есть любовь и милость к ближним, потому что это основание и веры в Бога, и любви к Нему...» Старец часто читал труды святых отцов и делал выписки из их творений. Так он собрал под одной обложкой изречения святых отцов Церкви, которые были посвящены значению милосердия в духовной жизни человека. Книгу с этими изречениями мы и предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Слова о милосердии».


1. Автор-составитель этого небольшого сборника, архимандрит Наум был принят в число лаврской братии на Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября 1957 года. Под покровом Божией Матери Батюшка трудился ровно 60 лет и в канун Покрова — 13 октября 2017 года — отошел ко Господу. С первых дней в монастыре послушник Николай начал очень строго подвизаться, а потому довольно скоро, через год, был пострижен наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) с именем Наум в честь преподобного Наума Радонежского, ученика преподобного Сергия. В течение семи лет после пострига монах Наум ни разу не вышел за ворота Лавры.

2. Никогда не пропускал он братских молебнов, начинавшихся в 5:30 утра, успевая до этого прочитать в своей келии несколько глав Евангелия. Точно так же неопустительно посещал ежевечерние богослужения и, даже будучи больным, не позволял себе послаблений. Выполняя разные, в том числе и очень трудные, послушания, батюшка духом своим всегда старался предстоять перед очами Божиими, подражая преподобному Сергию, про которого в акафисте говорится: «Радуйся, пред лицем Божиим, яко раб пред Господем, ходивый; радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем, шествовавый». Хождению перед Богом отец Наум учил и своих духовных детей.

3. Его диссертация «Сокровенная жизнь и богопознание по "Добротолюбию"» была не только теоретическим трактатом, но и его личной духовной практикой на протяжении шестидесяти лет монашества, он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы. Лаврский архимандрит Захария (Шкурихин) сказал о его молитвенном подвиге: «В монастыре тесное общение между братией. Всегда видно, молится человек или просто ворон считает. Отец Наум молился». Господь рано благословил Своего раба и даром прозорливости. Многие люди отмечали: все, что говорит этот монах, лучше исполнить — себе же во благо. На исповедь к молодому иеромонаху (он был рукоположен 8 октября 1959 года) потянулось множество людей. Он открывал им волю Божию — благую и спасительную.

4. Архимандрит Наум учил, что всякий человек для своего спасения должен пройти путь очищения и освящения — через исполнение заповедей, пост и воздержание, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву и достойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум говорил, что нужно не только оставить страсти и избегать явных грехов, но и умом, мыслями соблюдать себя в святости, отгоняя греховные, нечистые и суетные помыслы и непрестанно вознося к Богу молитву Иисусову. Учил он и милосердию, собирая для назидания верующих изречения святых отцов на эту тему. Как говорится в предисловии этой книги, «милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных.

5. Милосердие имеет много видов проявления, ибо есть неравенство, а любовь с благочестивым милосердием покрывает всё: если не будет милосердия, то всё погибнет и истребится. По словам святителя Иоанна Златоуста, милосердие есть поистине царица, делающая людей подобными Богу; она легка и быстролетна, имеет золотые крылья и полет, услаждающий Ангелов: она летает, как голубь, золотой и живой, одаренный нежным взглядом и кротким оком; нет ничего прекраснее этого ока. Оно заповедано в Священном Писании. Так в книге пророка Михея мы читаем: О, человек! сказано тебе, чтó - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. А апостол Петр учит нас: Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды.

6. Как отмечает отец Наум, «милосердие вменено в обязанность примером Бога: итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, - учит Спаситель. Милосердие приятнее для Бога, нежели жертвоприношения, и об этом Он Сам говорит: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Милосердная душа умудряется Богом. Милость, смирение и любовь имеют одинаковое свойство. Творящий дела милосердия делает благо себе самому: человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою; милосердый обретает жизнь, правду и славу, получит и само милосердие, по слову Господа: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный.

7. В этой книге представлено две проповеди отца Наума о милосердии. Батюшка говорит об этой добродетели словами Священного Писания, святых отцов, а также находит примеры проявления милосердия в житиях святых, например, святители Иоанн Милостивый и Павлин Милостивый. Так, святителю Иоанну в юности явилось в видении в образе прекрасной девы Милосердие Божие, и всю свою жизнь угодник Христов посвятил делам милосердия: выкупал пленников, ежедневно кормил несколько тысяч бедных и больных и для благотворения сам усердно искал нуждающихся. Святитель Павлин выкупал пленных, и, когда у него не было средств выкупить сына бедной вдовы, он, милосердуя о невольнике и его матери, сам пошел в рабство вместо того юноши.

8. Однако, как отмечает отец Наум, милосердие - это не только подаяние милостыни. Милосердие велико и всеобъемлюще и включает в себя любое проявление любви к творению Божию. Служение словом утешения, увещания, назидания есть духовная милостыня и, по свидетельству Священного Писания, выше телесного благотворения. Особенно если это слово, вкупе с терпением, прощением, мудрым руководительством и добрым примером, располагает согрешающего к покаянию и исправлению.

***

По словам издателей, этот бесценный труд известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, архимандрита Наума (Байбородина), познакомит читателей с высказываниями об одной из добродетелей. Ценность этой книги заключается в том, что отец Наум, как всякий подлинно православный подвижник и учитель, не стремился в своих поучениях «говорить от себя», но основывался на предшествующей многовековой святоотеческой традиции, воспроизводя ее не механически, но пропуская через свой многолетний высокий духовный опыт. Поэтому эта книга о. Наума пред­ставляет собой как бы краткую авторскую комментированную выборку всего самого важного и нужного, что необходимо, как он считал, знать современному человеку о милосердии.

Телеканал "Союз"/У книжной полки