Служение Предстоятеля

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Лукичев Б.М. Патриарх Алексий и президенты. 
М.: ФИВ, 2021. 552 с.


Новая книга помощника председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами Московского Патриархата Бориса Михайловича Лукичева посвящена восемнадцатилетнему служению Патриарха Алексия II, начавшемуся в 1990 году, после его избрания на Поместном Соборе (первом в послевоенный период, проходившим без вмешательства Совета по делам религий) и продолжавшемуся до кончины Святейшего в 2008 году. Точнее, тому аспекту пастырского служения, который связан с диалогом между Церковью и высшей светской властью.

Основное внимание в представляемом читателям научном издании сосредоточено на изучении вклада Предстоятеля в формирование церковно-государственных отношений в сложных условиях рубежа XX–XXI веков. Исследование построено на анализе многочисленных исторических документов (писем, стенограмм встреч, посланий, телеграмм и прочего), большая часть которых вводится в научный оборот впервые.

Издание состоит из четырёх глав, посвящённых основным этапам служения Святейшего Патриарха Алексия, его трудам по выстраиванию церковно-государственного взаимодействия (в период президентства М.С. Горбачёва, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.М. Медведева), приложения, аннотированного именного указателя, списка использованных документов, литературы и иных информационных источников.

Главы прекрасно структурированы, содержат выводы, имеют постраничные ссылки, обращение к которым позволит заинтересованному читателю продолжить изучение темы. В издании имеется объёмная вкладка с четырьмя десятками редких цветных фотографий. Автор приводит малоизвестные и просто уникальные свидетельства о фактах общения между российскими государственными лидерами и Святейшим Патриархом Московским Алексием II.

В день своей интронизации 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнёс Первосвятительское слово, где обозначил программу предстоявшего ему Патриаршего служения: «Свою первоочередную задачу мы видим, прежде всего, в укреплении внутренней, духоносной жизни Церкви... Перед нами стоит великая задача широкого возрождения монашества, во все времена оказывавшего столь благотворное влияние на духовное и нравственное состояние всего общества... Во множестве восстанавливаются храмы, возвращаемые Церкви, и строятся новые. Этот радостный для нас процесс ещё только развивается и потребует от всех нас многих трудов и материальных затрат. Памятуя о своей обязанности научать истине Христовой и крестить во имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания».

Стремясь к реализации поставленных задач, Святейший Патриарх Алексий II возглавил возрождение церковной жизни и православного образования в нашей стране. Начало его Предстоятельства совпало с кризисом и распадом Советского государства. В первой главе («Патриарх Алексий II и президент СССР М.С. Горбачёв») анализируются взаимодействие Патриарха и «архитектора перестройки», выстраивание государственно-церковных отношений в «уходящем» Советском Союзе. Автор делает следующий вывод: «Президент СССР М.С. Горбачёв сделал некоторые шаги по изменению к лучшему государственно-церковных отношений…» В то же время, подчеркивает Б.М. Лукичев, «…принятые в период его правления законодательные акты наряду с демократизацией жизни традиционных религиозных объединений открыли страну для новых псевдорелигиозных образований, что вызвало осложнение межрелигиозных отношений в обществе и имело отрицательное влияние на духовное здоровье нации».

Материалы второй главы («Патриарх Алексий II и президент России Б.Н. Ельцин») охватывает сложный исторический период формирования новой российской государственности, начало которого охарактеризовано Святейшим Патриархом Алексием II в Слове при открытии IV Всемирного Русского Народного Собора так: «Плачевное демографическое состояние нашего народа, чудовищный уровень алкоголизма, наркомании, льющиеся с газетных страниц и телеэкранов потоки разврата и насилия… экономический, социальный, культурный кризис».

В этих непростых реалиях Церковь была с народом, являлась его духовной путеводительницей, стремилась к реализации многочисленных задач, в том числе и социального служения. Патриарх активно применял эпистолярный жанр в общении с властью, понимая, что документ представляет собой реальную движущую силу в диалоге с государством. Святейший Патриарх Алексий писал письма к президенту Б.Н. Ельцину в среднем по четыре–пять раз в год. В сорока проанализированных обращениях к Борису Николаевичу затрагивались разные темы: о наиболее острых и значимых общественных проблемах (особенно в период осеннего противостояния 1993 года), аспекты законотворчества, вопросы возвращения Церкви её храмов и обителей. 

В 1995 году Патриарх инициировал начало масштабного и уникального проекта – издания «Православной энциклопедии», фундаментального научного труда по двухтысячелетней истории Православия. На данный момент уже издано 55 томов этой энциклопедии, и работа продолжается. Выполненное на высоком полиграфическом уровне издание содержит научно выверенные статьи, базирующиеся на огромной исследовательской работе, сопровождаемые обширным иллюстративным материалом.

Б.М. Лукичев во второй главе указывает, что Патриарх Алексий II «в организации и осуществлении реального взаимодействия с Президентом РФ Б.Н. Ельциным был первопроходцем. Он проявлял инициативу в двусторонних отношениях… Таким образом был наработан новый уникальный опыт взаимодействия… Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин немало сделал для организации правового регламентирования, становления и развития современных государственно-церковных отношений, сохранения и возвращения Церкви её святынь. Это, несомненно, положительно сказалось на жизни Русской Православной Церкви…».

Самая объёмная третья глава книги («Патриарх Алексий II и президент РФ В.В. Путин») начинается с новой страницы истории России, вступившей в третье тысячелетие. Накопленный ранее опыт взаимодействия Церкви и власти получил плодотворное развитие в сотрудничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с президентом РФ В.В. Путиным, к которому Святейший Патриарх обращался в более чем двух сотнях писем.

О переписке с главой государства, как значительной составляющей своей деятельности, Святейший Патриарх Алексий II, выступая на Международной научной конференции «Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы» (апрель 2005 года), сказал следующее: «В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства… Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти…».

В главе детально анализируются различные стороны многогранного сотрудничества Предстоятеля Церкви и президента. Как и относительно предшествующего периода, здесь рассматриваются вопросы законодательства о религии, воссоздания материальной основы для возрождения монашеской жизни. Появляются и совершенно новые темы (о проблемах православных общин, находящихся за границей, о восстановлении канонического общения с Русской Православной Церковью за границей и другие). В период президентства В.В. Путина осуществляется совместное церковно-государственное проведение крупных общественно значимых мероприятий, таких как Международные Рождественские образовательные чтения, заседания Всемирного русского народного собора.

Вывод третьей главы, сделанный на основе детального анализа напряженного, творческого труда Патриарха Алексия II в начале XXI столетия, следующий: «Из всего многообразия вариантов сосуществования государства и Церкви, в нашем случае невольно приходит на ум термин "симфония", которая предполагает союз церковной и государственной власти».

Напомним, что идея социально-политической солидарности светской и духовной власти была утверждена решениями Пятого Вселенского собора. В VI новелле «Свода гражданского права» императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) данный принцип получил название «симфония двух властей». Он предусматривал разграничение полномочий каждой из ветвей власти и подчинённых им социальных групп, а также взаимный контроль и сотрудничество между ними.

Зародившись в VI в., идея симфонии была чётко сформулирована в IX в. византийским Патриархом Фотием. Он уподобил общество живому человеческому организму, где нераздельны душа (Церковь) и тело (государство). Тем самым получила обоснование идея взаимодействия Церкви и власти, как неотъемлемых частей общественной жизни. Практика не всегда соответствовала идеалу, границы разделения обеих властей менялись, однако сам принцип симфонии никогда не ставился Церковью под сомнение, сохранял полноту нормативного значения, а факты его нарушения воспринимались и оценивались как отступление и в Византии, и в России.

Как отмечает Б.М. Лукичев, «по молитвам Святейшего Патриарха Алексия II и при настойчивой, деятельной доброй воле Президента России В.В. Путина в государственно-церковных отношениях наметилась тенденция к их гармонизации».

Четвёртая глава («Патриарх Алексий II и президент РФ Д.А. Медведев») характеризует продолжение практического взаимодействия глав Церкви и государства. Отмечается, что уровень развития взаимоотношений достигнут во многом благодаря личному вкладу Предстоятеля, его подвижническому отношению к своему служению. До последних дней своей земной жизни Патриарх Алексий был активен и деятелен.

Последним было письмо Патриарха на имя президента РФ Д.А. Медведева от 5 ноября 2008, где он предложил создать оргкомитет по подготовке к празднованию 400-летия освобождения Москвы ополчением князя Димитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина: «Убеждён, что делом государственной важности является восстановление в исторической памяти народа значения тех объединяющих начал, которые позволили сплотить нацию и стали духовным стержнем России».

Книга Бориса Михайловича Лукичева «Патриарх Алексий и президенты» выявляет малоизвестные стороны формирования современных церковно-государственных отношений, огромный личный вклад Предстоятеля Русской Православной Церкви Алексия II. Издание, базирующееся на значительном комплексе материалов, бесспорно, будет интересно широкому кругу читателей.

Текст - Ирина Родионова
Фото  -  Сергей Величкин/РИАН