Служение высокое и незаметное

  • Автор обзора: Дегтерёв Николай
  • Книга: Высокая участь служения. Жизненный путь схиигумении Варвары (Трофимовой)
  • Автор книги: игумения Филарета (Калачёва)

Высокая участь служения. Жизненный путь схиигумении Варвары (Трофимовой). Игумения Филарета (Калачева).
М.: ПСТГУ; Пюхтицкий Успенский монастырь, 2020. — 440 с.


В православной аскетической литературе, да и вообще у духовно опытных людей можно почерпнуть один мудрый совет, который, если совсем упрощать, звучит так: подражать тем, кто ближе. Да, у нас есть Священное Писание, жизнеописания древних духоносных подвижников, — но реалии их жизни, окружающая обстановка, культура общения, менталитет — все это у нас, здесь и сейчас, совсем другое. Именно поэтому — в целях сугубо практических — в качестве «примера для подражания» лучше выбирать людей, которые по времени (а соответственно и по многим другим показателям) ближе к нам. Так изначальная дистанция между нами и «образцом» будет меньше, а логика духовной жизни понятней.

В этом смысле крайне важное значение приобретают книги о современных подвижниках. Даже и не причисленных к лику святых: все-таки после канонизации некоторые «лишние» черты могут быть стерты (авторами жития, к примеру), чтобы прославленный человек больше походил на «образец». Разумное решение, если учитывать, что житие — это словесная икона. Но в психологическом плане убирание «лишних» черт образ все-таки обедняет, делает его дальше от нас, а не ближе.

Автор книги «Высокая участь служения», получившей в 2020 году диплом III степени в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» на конкурсе «Просвещение через книгу» (см. № 1 (111) 2021, с. 30-31), игумения Филарета сама про себя говорит, что она «не автор, а лишь внимательная слушательница, записавшая различные события жизни Матушки в их биографической последовательности. Они изложены исключительно с ее слов, поэтому читатель может быть уверен, что перед ним — правдивый рассказ о жизни седьмой пюхтицкой настоятельницы». Важно тут для нас не столько смирение автора, сколько то, что рассказ идет о человеке, который автором безусловно рассматривается в качестве современного подвижника. И во-вторых, рассказ этот — опять-таки, со слов автора — объективен. Мы, читатели, таким образом получаем возможность максимально приблизиться к пониманию подлинной сути подвижничества.

И, читая книгу, оказываемся «разочарованы». Я недаром беру это слово в кавычки, так как в данном случае его можно употребить только в одном — и далеко не главном — значении. «Разочарование» это состоит в том, что книга «скучна» (еще одно слово в кавычках — пора бы уже объяснить, что мы имеем в виду, иначе, кажется, закавычивать придется весь текст).

Дело вот в чем. О христианстве мы часто думаем, как о подвиге, борьбе, свершениях, чудесах и так далее. И вот, читая книгу монахини Филареты, мы ничего этого тут не находим. Даже главная героиня книги — схиигумения Варвара (Трофимова), которой, собственно книга и посвящена, — не выделяется чем-то особенным. У нее довольно обычная биография (если вообще можно назвать обычной биографию женщины, уходящей в монастырь при советской власти), без каких-то чудес, перипетий и так далее. Мы как бы читаем книгу про обычную жизнь. Ну, вот живут монахини. Они что-то делают. Это у них получается (иногда — не получается, но потом все исправляется). Делают — молятся Богу — снова делают. Так проходит жизнь. Ничего интересного. «Скучно».

Но при этом нужно помнить вот о чем. У С. Н. Булгакова, известного богослова, есть статья «Героизм и подвижничество». В ней он говорит, правда, не только о христианстве, но и об интеллигенции. Но для нас важно, что он сопоставляет два этих внутренних устроения человека: одно — настроенное на «героизм», другое — на «подвижничество». И вот, пишет С. Н. Булгаков, «если для героизма характерны вспышки, искание великих деяний, то здесь (в подвижничестве — Н. Д.), напротив, нормой является ровность течения, “мерность”, выдержка, неослабная самодисциплина, терпение и выносливость». Или, как пишет в одной из своих брошюр игумен Петр (Мещеринов), «подлинное христианство трезвенно, ровно, сосредоточенно, чуждо развлечений, и — в некотором смысле — сухо; оно все — внутри, а вне оно скромно, малоэффектно, неброско, незаметно». Именно эту «сухость» в книге мы и можем принять за скуку. Да, наверное, настоящее христианство и не создано для книг, книги ведь — это истории, нарратив, а какой же нарратив без хотя бы относительного «эффекта». Христианство — оно, видимо, не для книг, а для жизни.

И все-таки не будем совсем уж отпугивать читателя сухостью и скукой. За ровным повествованием можно иногда различить и ростки того самого «духа», который так пленяет православного читателя. Автор, например, приводит так случай: «Была назначена встреча с человеком, который хотел побеседовать с Матушкой (орфография и пунктуация оригинала сохранены — Н. Д.) сокровенно, наедине. Утром раздается телефонный звонок, и хороший знакомый тревожным голосом просит меня убедить Матушку не встречаться с назойливым просителем, объясняя этого его недостойным поведением. Говорил горячо, убедительно, очень просил оградить Матушку от этого “мерзавца”. Матушка, выслушав мои объяснения, встречи не отменила, но сказала, что повидается с ним ради вежливости, минут 15-20, так как назначенную встречу отменить уже нельзя. 15-20 минут разговора плавно перетекли в несколько часов. И вот раздается заветный звоночек, что означает: Матушка просит прийти — беседа закончена. Мне навстречу выходит мужчина, из глаз которого текут реки слез, — прощается, благодарит, уходит. Матушка сидит в своем креслице, очень сосредоточенная, но спокойная, и, встретив мой взгляд, тихо говорит: “Какой хороший человек, как много он страдал…”»

Воля ваша, но мне кажется, в этом небольшом абзаце — настоящая христианская драма в духе романов Достоевского. Только это живые люди, а не придуманные персонажи. Так что за «сухим» повествованием можно увидеть и бьющуюся жилку жизни.

Настоящее призвание главной героини книги выразил в свое время будущий Патриарх Алексий II. В 1978 году, поздравляя игумению Варвару с 10-летием ее пребывания в должности настоятельницы Пюхтицкой обители, он сказал: «За все, что Вы сделали в этот период, можно вас по праву назвать Игуменьей-Строительницей!» О строительстве, действительно, много сказано в книге: «Вставая чуть свет, сестры в мороз и непогоду отправлялись за десятки километров на заготовки дров, а их на всю зиму надо было большое количество. Сбоку от собора на площадке складывались дрова на баню, стирку, на приготовление пищи и на все хозяйственные и бытовые нужды, воду носили на коромыслах. Всюду тяжелый ручной труд. <…> С раннего утра, невзирая на непогоду, не приняв пищи, матушка Варвара приходила туда, где велись работы, делая необходимые распоряжения, тепло беседовала с рабочими, подкрепляя добрым ласковым словом в их труде, заботясь о хорошем для них питании, а работники также полюбили ее за доброту и заботу о них». Описывается и преображение монастыря. Ну, где тут место «подвигу» и «эффекту»? Тяжелый, но необходимый труд — а самое главное, спасительный.

Сестринская любовь к игумении Варваре выражена не только в ее жизнеописании. Середину книги занимают несколько страниц стихов, посвященных матушке (автор стихов — монахиня Виктория (Петрова)).

Вторую часть книги составляет труд игумении Варвары — «Летопись Виленской обители», созданный к 100-летию монастыря в 1965 году. Труд был набран в свое время на машинке и переиздан фототипическим способом, со множеством фотографий (на многих из которых видны подписи и уточнения, сделанные от руки — в общем, всюду «живая» история).

Летопись замечательно иллюстрирует историю страны сроком за век с 1865 (когда монастырь был устроен на месте бывшего католического, исчезнувшего после волнений в западном крае в 1860-1863 годах) по 1965 год. На это время пришлись и мировые войны, и Гражданская война, и разорение, и восстановление обители, и десятилетия атеизма, и много чего еще. Обитель тем не менее жила несмотря на все невзгоды.

В целом книга, мне кажется, является как бы кирпичиком, из которых на современном этапе строится здание Церкви.

Журнал «Православное книжное обозрение»