Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Соловецкие мечтания, странник и вечерний звон

Соловецкие мечтания, странник и вечерний звон
Фото: moscowbooks.ru
  • Автор обзора: Валентина Курицина

«Странник», «Соловецкие мечтания», «Вечерний звон». Ю.П. Казаков.
М.: Издательство «Русскiй Мiръ», 2023.


«Странник», «Соловецкие мечтания», «Вечерний звон» – названия первого, второго и третьего томов Собрания сочинений Юрия Павловича Казакова. Первый том включает в себя рассказы, второй – рассказы и очерки, третий – повести, рассказы, путевые, дневниковые, литературные заметки, письма.
Трехтомник выпустило издательство «Русскiй Мiръ».

Собрание сочинений Ю.П. Казакова отмечено в 2023 году на конкурсе изданий «Просвещение через книгу»: третье место в номинации «Лучшее прозаическое произведение».

Издание из нескольких томов в наши дни – событие радостное. Мы все, читатели, авторы, издатели, редакторы, как и абсолютное большинство наших современников, бежим, спешим, делаем одновременно несколько дел, решаем десятки задач. На спокойное, вдумчивое чтение, даже на выбор книг, на разговоры о них времени почти всегда нет. А время торопит: издано – должно скорее разойтись, не занимать места… Выходит немало книг в простом оформлении, небольшого формата, без всего «лишнего» – такие удобно взять с собой в дорогу, почитать между делом, когда время и возможность появляются. Выходят книги в подарочном, порой роскошном оформлении – ими можно залюбоваться, они производят впечатление, но читать их не всегда удобно. Появление многотомника – свидетельство того, что издатель верит в читателей. Верит в то, что найдется у людей все-таки время и желание не только на чтение на бегу, а на глубокое, содержательное, требующее определенного настроя чтение.

Когда думаю о многотомниках, изданных в наши дни, нередко почему-то приходит в голову отдаленная ассоциация с кремовыми шторами из «Белой гвардии» М.А. Булгакова. Кремовые шторы в какой-то мере закрывали от внешнего мира, дарили ощущение уюта, хорошей стабильности, постоянства хотя бы в чем-то… Многотомники – тоже признак хорошей книжной стабильности, свидетельство того, что есть что-то устойчивое, долговременное.
Издание трехтомника Юрия Павловича Казакова – дело очень своевременное. Его имя в наши дни известно не каждому читающему человеку. Когда-то оно было хорошо известно, Юрия Казакова порой называли даже классиком русской советской литературы, а сейчас это имя знают не все… И если так пойдет дальше, оно может оказаться почти забытым. Трехтомник может и должен такому забвению помешать.

Да и в прежние годы широкая читательская аудитория знала Юрия Казакова в первую очередь как автора рассказов, среди которых самые известные «Во сне ты горько плакал» и «Свечечка». Конечно, и сейчас многие вспомнят «Арктур – гончий пес», «Двое в декабре» и еще несколько названий. Но даже рассказы для детей Ю.П. Казакова остаются не очень известными, и, к сожалению, далеко не каждый родитель и воспитатель или учитель знает об их существовании. Понимание мира ребенка, знание детской логики, особенностей творческого мышления ребенка нашли отражение, например, в рассказе «Зачем мыши хвост?» Этот рассказ так и хочется предложить детям для самостоятельного чтения. Уверена, что каждый ребенок потом и сам бы, увлекшись рассказом, предложил бы не одно «объяснение» чего-то в этом мире. Пробуждение хорошей детской фантазии, творческого начала – хорошее продолжение интересного чтения.

Если два первых тома собрания содержат произведения, которые известны филологам и по-настоящему увлеченным читателям, в третьем томе новое для себя могут найти все. Здесь есть и незавершенные произведения, и наброски рассказов, и письма. Заканчивается том строками других известных авторов: здесь и письма к Ю.П. Казакову, и посвященные ему стихотворения, и воспоминания о нем.

Среди набросков есть «Старый дом», а в нем такие строки: «… чем старше становился композитор, чем дольше жил он среди нищих деревень, среди дымчатых лесов, необъятных равнинных далей, тем острее он чувствовал прелесть русской жизни, тем величавее и пронзительнее становилась его музыка, тем больше он писал прекрасных диковинных романсов, прелюдий, концертов и симфонических поэм. Наверное, только теперь он стал понимать свой народ, его историю, его жизнь, его поэзию, наверное, только теперь он понял, что если что-нибудь на свете стоит преклонения, стоит великой, вечной, до слез горькой и сладкой любви, так только это – только эти луга, только эти деревни, пашни, леса, овраги, только эти люди, всю жизнь тяжко работающие и умирающие такой прекрасной, спокойной смертью, какой он не видел нигде больше». Может быть, в них истоки настоящего, зрелого вдохновения или даже суть жизни?

Издательский совет