Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Спас Медовый, Яблочный и Ореховый – нет ли здесь «язычества»?

  • Автор обзора: Мария Красовицкая

63-788x450.png

Продолжается Успенский пост. Начинается он – в народной, разумеется, традиции – Спасом Медовым, посредине его – Спас Яблочный, а в конце поста – Спас Ореховый. Многие люди считают эту традицию едва ли не языческой. Но правы ли они? Какое значение в наши дни имеет освящение плодов? Об этом глава из книги Марии Красовицкой «Как устроено богослужение Церкви», издательство "Никея".


Много древних и русских святых будет помянуто в летние месяцы, пока наконец не придет праздник Преображения Господня, попадающий уже на период короткого и строгого Успенского поста.

Преображение Господне — это классический двунадесятый Господский праздник, со всеми его особенностями. В центре празднования — евангельское повествование. Оно задает тему и гимнографии.

В русской народной традиции есть три августовских праздника Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. И они соотнесены с праздниками Спасителя: Изнесением Крестного Древа (14 августа), Преображением Господним (19 августа) и празднованием в честь Нерукотворного Образа Спасителя (29 августа).

Конечно, сбор орехов, меда и яблок для современного горожанина не имеет практически никакого значения — все это есть у нас круглый год, но это имело величайшее значение для людей, занятых в натуральном хозяйстве.

8.pngОчень интересно, что такое национальное, «крестьянское» осмысление календаря нами унаследовано: оказывается, что богослужебный год — это хранитель не только высочайших, вечных смыслов, не только событий из истории Церкви, государств, народов, но и хранитель памяти о той простой, аграрной жизни тех времен, когда 80% жителей страны населяли деревни и только 20% — города (а не наоборот, как сейчас).

Здесь нет языческого элемента, но есть благодарность: когда человеку трудно достается пища, он очень-очень благодарит Бога за то, что выросло, созрело, уродилось, и это освящение плодов как благодарность тоже вписалось в богослужебный календарь. 

В Греции аналогичный нашему Яблочному Спасу праздник носит еще более возвышенный характер, потому что это день сбора не яблок, а винограда.

Вспомним, что из винограда делают вино, а вино нужно для Евхаристии. Поэтому освящение плодов у греков на Преображение имеет не актуализированный на Руси высокий смысл: это праздник того, что земля снова дала вещество, необходимое для соединения земли с Небом, необходимое для совершения Евхаристии.


Из книги «Как устроено богослужение Церкви» / Проект «Ступени веры»


Теги: